top banner

СПбМКФ, деловая программа: «Контент в единой цифровой среде: кино, цифровые медиа, ТВ»

На СПбМКФ эксперты обсудили степень влияния пиратства на индустрию контента

На Санкт-Петербургском Международном Контент Форуме в рамках тематического потока «Контент в единой цифровой среде: кино, цифровые медиа, ТВ» прошла дискуссионная сессия «Борьба за зрителя: сколько оплаченных билетов и подписок теряет фильм из-за интернет-пиратства?». Модератором и наиболее активным участником встречи выступил  генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. В мероприятии приняли участие директор по кинопрокату Capella Film Ильяс Эдильбаев, начальник юридического отдела компании Isola Dynamics Алексей Мерцалов, руководитель сервиса «НРИС Антипират» Валерия Брусникина, сооснователь сервиса «Райтерс» Максим Рябыко и владелец сети кинотеатров «Кино&Театр» Станислав Ершов.

В самом начале Алексей Бырдин постарался предложить методику подсчета объема потерь от пиратства и, соответственно, ценность деятельности по защите релизов. Он напомнил, что судить о базовом интересе к проектам можно по количеству поисковых запросов того или иного тайтла. При этом он отметил, что важно отслеживать не только количество пиратских ссылок и как часто они удаляются, но и степень неудовлетворенного пиратского спроса, так как некоторая его доля (около 10%) может конвертироваться в официальное потребление. Также в общее уравнение стоит добавить стоимость самой защиты. По его оценкам, благодаря действию антипиратского меморандума ежемесячные расходы на комплексную защиту кратно окупаются даже на не самых популярных релизах. 

Ильяс Эдильбаев  вспомнил, что лучше всего свои релизы от пиратства защищают крупные дистрибьюторы – ЦШП, «НМГ Кинопрокат», «Наше кино» и другие. У независимых компаний дела с этим обстоят чуть хуже – приходится постоянно мониторить удаление наиболее актуальных ссылок. 

Алексей Бырдин отметил, что инструменты антипиратского меморандума (соглашение между правообладателями, интернет-платформами и поисковыми системами, подписанное в 2018 году и направленное на борьбу с распространением пиратского контента) главным образом доступны большим компаниям, которые не просто в него вошли, но и готовы нести расходы на реализацию этой инициативы. Эксперт напомнил, что, согласно данным, озвученным Роскомнадзором на прошлой неделе, общий объем заблокированных ссылок на текущий момент приближается к полумиллиарда и составляет  445 млн. То есть антипиратский меморандум – это целая работающая «фабрика», предотвращающая нарушения в промышленных масштабах.

Алексей Мерцалов рассказал об опыте компании Isola Dynamics по борьбе с пиратством. На примере трех неназванных проектов (одного кинофильма и двух сериалов) он привел среднее количество удаленных пиратских ссылок на отрезке одного-двух месяцев с момента премьеры. За период оказания услуг по защите трех тайтлов компанией было обнаружено 57 215 ссылок. Чуть меньше половины из них (28 358)  пришлось на «Яндекс». Доля Google в данном показателе – меньше 9%. По просьбе Isola Dynamics было заблокировано 55 499 от общего числа ссылок (общий процент удаления – 97%). Всего было найдено 12 242 сайта с пиратскими копиями.

Максим Рябыко отметил, что перед производителями контента стоит постоянный выбор – вложиться в маркетинг или в защиту своего тайтла от пиратства. Как отметил Рябыко, на книжном рынке дешевле обходится второе. В целом борьба с пиратством – вечное соревнование и игра на опережение, когда на сотни закрытых зеркал сайтов в день появляется еще больше новых. Пираты, как несложно предположить, также включены в эту вечную игру и постоянно регистрируют все новые домены, разворачивают зеркала, поддерживают базы контента и прочее. Они не жалеют на это средств и постоянно сверяются со своими оценками потенциального трафика. Последние, как ни парадоксально, нередко основаны на тех же данных об объемах поисковых запросов, например, на Wordstat.Yandex, которыми пользуются и борцы с пиратством.  

Валерия Брусникина напомнила, что пиратство – развитый, разветвленный, многомиллиардный теневой бизнес, который подпитывается из различных внешних источников. Данная индустрия состоит из так называемых балансеров – очень технологически продвинутых игроков, в активе которых огромные базы контента. В свете этого неудивительно, что число блокируемых каждый год доменов растет. При этом за первую половину текущего года ущерб, нанесенный пиратам, согласно данным Брусникиной, равен 1,7 млрд рублей. По данным Group IB, ущерб пиратам за прошлый год составил 3 млрд, всего было заблокировано более 24 млн ссылок.

По ходу дискуссиии все спикеры сошлись на том, что борьба с пиратством может быть успешна лишь в случае комплексных мер, удаления одних лишь ссылок недостаточно.  

Завершая беседу, Станислав Ершов напомнил, что потребление контента дома и поход в кино – два принципиально разных опыта. И популяризация кинохождения именно офлайн может стать самой лучшей профилактикой пиратства. 


11.09.2025 Автор: Никита Никитин

Самое читаемое

Okko рассказал о новинках декабря
Подробнее
Премия «Белый слон» объявила номинантов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 24–30 ноября 2025 года
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Иллюзия обмана 3» в третий раз на вершине чарта
Подробнее
Новинки декабря в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
«Comic Con Игромир»: «Твое сердце будет разбито», «Импровизаторы» и Покрас Лампас
Подробнее
«Франкенштейн» и «Очень странные дела» возглавили рейтинг популярных проектов у пиратов в ноябре
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
«Битва за битвой» стала лучшим фильмом на Gotham Awards 2025
Подробнее
Стартовал 4-й Открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний»
Подробнее
AFI назвал лучшие фильмы и сериалы 2025 года
Подробнее
«КИОН» рассказал о новинках декабря
Подробнее
Открыт прием заявок на соискание XIII премии АПКиТ
Подробнее
Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес 25/26» представил финальную программу
Подробнее
Касса четверга: полнометражный «Человек-бензопила» возглавил прокат
Подробнее
На фестивале «Зимний» прошел кинорынок авторского кино
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 4-7 декабря
Подробнее
Касса России: лучшей новинкой стала семейная комедия «Письмо Деду Морозу»
Подробнее
4-й фестиваль авторского кино «Зимний»: церемония открытия
Подробнее