top banner

СПбМКФ, деловая программа: тематический поток «Кинотеатры»

XXII конференция «Бизнес кинотеатров»

Открыла конференцию по видеосвязи Анастасия Кротова, руководитель спецпроектов Wanta Group. Она представила результаты нового исследования компании, посвященного ценам на кинобилеты. 78% респондентов среди кинозрителей устраивает текущая стоимость похода в кино. По России в целом этот показатель ниже – 55%. Отвечая на вопрос, что можно сделать, чтобы посещение кинотеатра воспринималось как выгодная сделка, только 4% сообщили, что для этого надо изменить контент. Для 34% кинозрителей важно снизить стоимость билета. Приемлемый диапазон цен, согласно данным Wanta, – от 440 до 640 рублей. Оптимальный ценник – 523 рубля, и он совпадает со средней стоимостью билета в изучаемых городах, согласно ЕАИС. При этом, если опрашивать общество в целом, а не только кинозрителей, дельта между реальной и желаемой ценой резко вырастает – до 102 рублей.

Поскольку снизить цену билета на 30% невозможно, то Wanta задала вопрос респондентам, что еще можно изменить в кинотеатрах. Подавляющее большинство (в общей сложности 60%) предложило так или иначе улучшить кресла. Кротова отмечает, что фактически это является пожеланием домашнего уюта. При этом 55% опрошенных также отмечают, что в кинотеатры они хотят ходить, чтобы провести время с близкими и друзьями, а 42% – чтобы расслабиться и отдохнуть самому.

Анастасия Кротова рассказала также, что для более близкого и качественного понимания аудитории Wanta Group завела телеграм-канал, в котором компания будет выкладывать в том числе видеоинтервью со зрителями, записанные на выходе из зала.

Помощник президента Всероссийского общества глухих (ВОГ) по доступной среде Николай Шмелев рассказал о том, как кинотеатры могут вернуть к себе соответствующий сегмент аудитории. Он отметил, что сейчас в кино очень мало сеансов с субтитрами – при том, что фильмы, снятые с государственной поддержкой, должны выходить в такой версии согласно законодательству. В реальности это происходит далеко не всегда или же в субтитрах встречаются грубые ошибки. Обратная связь прокатчиков с ВОГ тоже работает крайне плохо.   

В итоге у глухих людей не сложилась привычка ходить в кино, и они смотрят фильмы дома. В настоящий момент более 60% кинотеатров показывают картины с субтитрами, но это направление все равно нуждается в продвижении и развитии, в том числе при помощи видеороликов на жестовом языке. Это очень эффективно создает у глухих и слабослышащих людей ощущение приветливости со стороны кинотеатров, что последние работают в том числе для них.   

Затем слово взял председатель Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Алексей Воронков. Он начал свое выступление с мысли о том, что сейчас контента стало много, и показчики уже начинают от каких-то проектов отворачиваться. Что касается минувшего лета, то, по словам спикера, все знали, что оно будет тяжелое, и могли к нему подготовиться.

Затем председатель АВК перешел к теме «Пушкинской карты». 716 из 739 кинотеатров присоединились к этой программе. Продажи по карте достигли 10,2 млрд рублей. 38% всех приобретений в рамках программы – это билеты в кино. Спикер напомнил, что 1 января произойдет смена платежного оператора, и кинотеатрам необходимо озаботиться этим вопросом заранее. Но главная проблема – это незнание пользователей программы о том, что им надо перевыпустить карту. И решать эту задачу нужно в том числе самим кинотеатрам.

Перейдя к деятельности министерства культуры, Воронков отметил, что позиция ведомства по летнему прокату меняется к лучшему. В частности, третьи части франшиз, снятых с господдержкой, должны выходить именно в этот календарный отрезок времени.

Виталий Рымарь, управляющий кинотеатром «Артем» в городе Шахтер, рассказал о том, как площадка может стать социальным предприятием и какие льготы это может ей принести. Среди них – частичная компенсация затрат на коммунальные услуги, специальные условия кредитования или денежный грант для решения, например, социальных проблем общества, защиты особо уязвимых групп населения и так далее. Размер гранта – 500 тысяч рублей.

Затем Алексей Воронков вновь вернулся к теме рекламы в интернете, поскольку начались и судебные разбирательства, и штрафы, связанные с этими законодательными изменениями. Спикер разобрал несколько примеров, поясняющих, что является саморекламой, а что – нет. Рассылка штрафов и распознавание нарушений с 1 января должны стартовать в автоматическом режиме. Также Воронков напомнил, что с 1 сентября запрещена реклама в Instagram*, и рассмотрел соответствующие примеры того, что теперь нельзя делать в этой социальной сети.

Еще одна тема, на которой остановился Алексей Воронков – инициатива по квотированию иностранного контента. По словам председателя АВК, те, кто плохо уходил с российского рынка, должен и возвращаться на него с трудом. Спикер напомнил: согласно идее режиссера Никиты Михалкова, получение прокатного удостоверения для иностранного фильма должно стоить 5 млн рублей, а 10% с оборота билетов после проката нужно направлять на рефинансирование национального кино. Воронков видит здесь проблему в том, что 5 млн для мейджорских релизов будет практически незаметной суммой, однако фестивальное и независимое жанровое кино практически исчезнет из репертуара. Также вопросы вызывает и предложенная схема «единого окна», в которое надо отдавать эти 5 млн и которое должны, согласно инициативе, сформировать холдинги ГПМ и НМГ.   

В качестве рекомендаций Воронков предлагает установить взаимосвязь между размером пошлины и росписью зарубежных фильмов. Так, ленты, выходящие в 100 и менее кинотеатрах, могут быть освобождены от этой пошлины, а для проектов с росписью от 100 до 200 экранов она составит 100 тысяч рублей, и так далее. Подсчеты АВК свидетельствуют о том, что подобная схема позволяет отказаться от инициативы в 10% с оборота (объемы привлеченных средств будут идентичны) и при этом сохранит репертуарное разнообразие.

Затем Алексей Воронков перешел к декларации АВК о принципах добросовестной конкуренции, которая вступает в силу 1 октября. Согласно ей, в частности, принятие предложения от ТРЦ на рассмотрение для замены действующего оператора возможно не ранее чем за один год до окончания срока аренды.

Что касается работы в 2025 году, то по итогам первого полугодия прирост сборов относительно 2024-го составил 6%, а падение посещаемости – 11%. Цена билета в 2025 году не падала ниже 400 рублей. При этом требуемая средняя стоимость точки безубыточности кинопоказа в 2025 году составляет, по подсчетам АВК, 529 рублей. Алексей Воронков в очередной раз призвал не снижать цену билета до предельно низких значений: «Билет в кино не может продаваться по цене ниже стоимости шаурмы».      

* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ.    


12.09.2025 Автор: Максим Острый

Самое читаемое

Okko рассказал о новинках декабря
Подробнее
Премия «Белый слон» объявила номинантов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 24–30 ноября 2025 года
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Иллюзия обмана 3» в третий раз на вершине чарта
Подробнее
Новинки декабря в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
«Comic Con Игромир»: «Твое сердце будет разбито», «Импровизаторы» и Покрас Лампас
Подробнее
«Франкенштейн» и «Очень странные дела» возглавили рейтинг популярных проектов у пиратов в ноябре
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
«Битва за битвой» стала лучшим фильмом на Gotham Awards 2025
Подробнее
Стартовал 4-й Открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний»
Подробнее
AFI назвал лучшие фильмы и сериалы 2025 года
Подробнее
«КИОН» рассказал о новинках декабря
Подробнее
Открыт прием заявок на соискание XIII премии АПКиТ
Подробнее
Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес 25/26» представил финальную программу
Подробнее
Касса четверга: полнометражный «Человек-бензопила» возглавил прокат
Подробнее
На фестивале «Зимний» прошел кинорынок авторского кино
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 4-7 декабря
Подробнее
Касса России: лучшей новинкой стала семейная комедия «Письмо Деду Морозу»
Подробнее
4-й фестиваль авторского кино «Зимний»: церемония открытия
Подробнее