top banner

Как снимали фильм «Белый снег»

Локации, декорации, особые камеры и подход

Создатели фильма БЕЛЫЙ СНЕГ с большим трепетом и вниманием подошли к истории одной из самых легендарных спортсменок СССР и России − Елены Вяльбе. Сама спортсменка без прикрас, которыми грешат многие байопики, поделилась с кинематографистами деталями своей жизни. Основные съемки картины прошли в Магадане, Москве, Московской области, Эстонии и Кировске Мурманской области. 

Детство Елены Вяльбе прошло в Магадане, оттуда начался ее путь в большой спорт. И продюсеры киноленты решили снимать именно там. До БЕЛОГО СНЕГА съемок кинофильмов в Магадане никогда не было. Первым туда отправился художник-постановщик Сергей Гудилин. Он исколесил Магадан и его окрестности в поиске необходимых локаций. Город, конечно же, гордится своей знаменитой уроженкой, поэтому договориться о съемках в тех или иных местах было просто.  

В первую очередь необходимо было найти дом, в котором жила Вяльбе в детстве.  «Нам нужен был аутентичный дом, стоящий более-менее отдаленно, − рассказывает Гудилин. − Отдельная сложность, что в одной из сцен у постройки должна была падать стена, и открываться вид, поэтому дом должен был стоять в красивом месте. Эту локацию мы нашли в районе Новая Веселая, что-то вроде местного Чертаново». А вот внутренний интерьер дома был выстроен в павильоне в Москве. Сергей Гудилин попросил Елену Вяльбе нарисовать план дома и подробно интересовался деталями обстановки, чтобы воссоздать интерьер. 

В Магадане также снимали сцены, в которых маленькая Елена Вяльбе делает первые шаги на лыжах, причем непосредственно в том месте, где это происходило в реальности. «Есть там такое место − Гороховое поле, где до сих пор магаданцы ходят на лыжах, − рассказывает Гудилин. − И где-то рядом стоял реальный дом Елены Валерьевны. Сейчас на этом месте понастроили пятиэтажек, но само поле осталось. По-прежнему цела и та трасса, где Вяльбе позже тренировалась в Снежной долине. Снимали недалеко и от реальной тренировочной базы, в пионерском лагере, где еще не успели сделать ремонт, где еще оставался дух 70-х».

Во время съемок кинематографисты обратились к жителям Магадана за помощью в поиске реквизита, так удалось собрать для разных сцен уникальные на сегодняшний момент коньки, клюшки и деревянные лыжи с палками, автомобили.

Еще один блок съемок прошел в Эстонии. Здесь сняли эпизоды посещения Еленой Вяльбе резиденции короля Норвегии. «Мы связались с эстонскими коллегами, объяснили, какие здания мы ищем, и предварительно отобрали несколько вариантов, − продолжает рассказ Сергей Гудилин. – Я объехал 5 загородных усадеб XVIII-XIX века, они прекрасно сохранились, очень хорошо спланированы с экстерьером: пруды, аллеи и т.д. В итоге мы остановились на одной из них в 90 км от Таллина».

Также некоторые натурные съемки прошли и в норвежском Тронхейме, где проходил тот самый легендарный чемпионат мира 1997 года. Правда, соревнования снимали в России, в городе Кировске Мурманской области. «Мы внимательно отсмотрели много часов гонок в Тронхейме 1997 года, выбирали-смотрели-думали, где снимать, − рассказывает Сергей Гудилин. − В Мурманской области я посмотрел много лыжных трасс и в Кандалакше, и в Мончегорске, и в Кировске. И мы поняли, что трасса спорткомплекса «Тирвас» в Кировске очень похожа на тронхеймскую: и расположение, и стадион. И мы воссоздавали! Одних только баннеров было полкилометра.  К тому же в 1997 году Тронхейм отмечал 1000-летие, поэтому было много символики, которая также была воссоздана». 

Художник по костюмам Людмила Гаинцева в свою очередь проделала огромную работу над костюмами болельщиков. Она провела много времени в Эстонии и Финляндии, чтобы найти подлинную одежду того времени. Кроме того, она воссоздала часть необычных костюмов, например, ростовые куклы в виде символов Тронхейма − шишек. 

Оператором-постановщиком картины был приглашен Федор Лясс, с которым режиссер Николай Хомерики знаком еще со студенческих времен. Вместе они сняли короткометражку «Капля», удостоенную приза кинофестиваля в Сопоте, и популярный фильм-катастрофу ЛЕДОКОЛ. «Мне близко видение Федора, которое всегда наполнено человечностью и светом, - говорит Николай Хомерики. – У него изображение не закоренелое классическое, а живое и свежее». 

Лясс рассматривает каждый свой новый фильм как научную работу, в которой не просто исследует интересующую его область, а старается продвинуться дальше в её изучении. И хотя у него уже была в фильмографии спортивная лента ТРЕНЕР Данилы Козловского, для Федора картина БЕЛЫЙ СНЕГ стала возможностью придумать и воплотить новые идеи.  Первым делом Федор Лясс и Николай Хомерики вместе с художниками-раскадровщиками нарисовали, анимировали весь фильм от начала до конца. «Анимация – это такая область, в которой кинематографисты часто заимствуют идеи, − рассказывает оператор-постановщик. − Когда ты делаешь мультфильм, у тебя нет ограничений, и ты можешь нарисовать все, что ты хочешь, даже так, как кинематографисты по объективным причинам не могут снять». 

В фильме отражены несколько временных периодов с 1977 по 1997 год,  сцены из обычной жизни и эпизоды масштабных спортивных соревнований. Перед командой киноленты стояла непростая задача совместить все это и создать целостное произведение. Кинематографисты отказались от идеи стилистически по-разному снимать эпизоды из детства и взрослой жизни Елены Вяльбе. «Мне кажется, мы точно с этим попали, − считает Федор Лясс. − Потому что, когда ты вспоминаешь прошлое, ты же не вспоминаешь это в виде черно-белого изображения». 

В фильме очень много натурных съемок. Поэтому Федор решил снимать на новую камеру Sony Venice, обладающую высокой светочувствительностью, чтобы не использовать много света. Фильм снят на анаморфотную оптику Master Anamorphic от Carl Zeiss. «Поколение людей, воспитанных на широкоэкранном кино, подсознательно воспринимает его как объективное восприятие реальности, − объясняет выбор Федор Лясс. − И степень доверия зрителя, воспринимающего знакомое изображение, выше».

Но самая интересная работа предстояла кинематографистам во время съемок спортивных эпизодов, так как они были практически первопроходцами в создании фильмов о лыжных гонках. «В 1971 году на экраны Советского Союза вышла картина ХОД БЕЛОЙ КОРОЛЕВЫ, − вспоминает Николай Хомерики. – Но там для лыжных гонок использовали комбинированные съемки. Было видно, что это не по-настоящему. Поэтому опереться на какой-то предыдущий опыт возможности не было. Про горные лыжи фильмы выходили, про гоночные − нет. И нам пришлось всё придумывать – и технику съемки, и приспособления».

К съемкам были привлечены представители нового вида спорта − дрон-рейсинга, в котором пилоты соревнуются в управлении квадрокоптерами небольшого размера. На фильме работали дрон-рейсеры Сергей Белаш и Александр Визгалов.  

Камеры устанавливали на квадроциклы и на сноуборды. Но главным новшеством в съемочном процессе стала конструкция, которую создатели фильма назвали «колесницей». «Это такие железные санки большого размера, − рассказывает Федор Лясс. – Очень сложно снимать крупный план лыжника, когда он бежит, и ты не можешь оказаться рядом и не можешь приделать камеру к нему самому. Инженер Олег Медведев со своей командой спроектировали и сделали такую конструкцию, на которую можно было поставить четыре камеры и двух лыжниц, и у нас появилась возможность снимать крупные планы бегущих, подробно снимать, например, как одна лыжница в момент обгона заглянула в глаза другой». 

К работе над сценами соревнований были также привлечены специалисты по компьютерной графике студии Alambic и VFX-супервайзер Илья Торопов, который также трудился над такими масштабными спортивными блокбастерами последних лент, как ЛЕГЕНДА №17, ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ и ТРЕНЕР.

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram 

 

 


05.03.2021 Автор: Артур Чачелов

Самое читаемое

Институт кино при ВШЭ начнет набор студентов в марте 2022 года
Подробнее
Комитет Госдумы поддержит запрет показа в Интернете сцен с сексуальными девиациями
Подробнее
ИРИ проведет открытый питчинг и профинансирует долгосрочные проекты
Подробнее
В команде IVI произошли структурные изменения
Подробнее
Предварительная касса четверга: лидером четверга стал фильм «Обитель зла: Раккун-Сити»
Подробнее
Кинотеатры Санкт-Петербурга попросили губернатора об отмене QR-кодов
Подробнее
Видеосервис more.tv представил новинки декабря 2021 года
Подробнее
Контент Netflix проверят на наличие ЛГБТ-пропаганды
Подробнее
Главой Института развития Интернета назначен Алексей Гореславский
Подробнее
В Минкультуры прошло обсуждение развития веб-сериальной индустрии и короткого метра
Подробнее
Российские компании подводят итоги MIP Cancun 2021
Подробнее
Disney планирует потратить на контент $33 млрд в 2022 году
Подробнее
Президент Медиакоммуникационного союза может вновь занять пост в «Газпром-медиа»
Подробнее
«Пушкинские карты» могут распространить на киносеансы российских фильмов
Подробнее
«Роскино» объявило open call для второго выпуска каталога фильмов Focus on Festivals
Подробнее
Касса четверга: фильм «Обитель зла: Раккун-Сити» занял первое место
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25−28 ноября
Подробнее
Киноаудитория уикенда: 83% зрителей «Французского вестника» являются поклонниками Уэса Андерсона
Подробнее
Трейлеры новинок уикенда: лидерство делят «Энканто» и «Обитель зла»
Подробнее
В Москве прошла премьера «Охотников за привидениями: Наследники»
Подробнее