top banner

Как снимали «Темную башню»

Локации, декорации, грим

Для режиссера Николая Арселя и оператора Расмуса Видебака ТЕМНАЯ БАШНЯ стала уже пятой совместной картиной. За визуальную составляющую фильма также отвечал художник-постановщик Кристофер Гласс.

Поскольку действие картины происходит и в современном Нью-Йорке, и в Срединном мире, Арсель искал способ подчеркнуть контраст между этими мирами, которые связаны Темной Башней. «Современный мир я решил показать камерно – мы сконцентрировали внимание на Джейке и людях, которые его окружают, – объясняет режиссер. – После первых 15 минут фильма картинка раскроется, словно в широкоформатном кино, открывая взгляду масштабные декорации».

По словам Гласса, контраст между Срединным и современным мирами был настоящей мечтой любого художника. «В фильме множество всевозможных ландшафтов и сцен, приключений и путешествий, – говорит он. – Зрители из Нью-Йорка попадут в Срединный мир, а потом доберутся до самой Темной Башни. Было очень интересно работать над фильмом, в котором странное сочетается и чередуется с привычным». При этом Гласс утверждает, что труднее всего было сделать мир, столь тщательно описанный Кингом в своих книгах. «Всегда непросто работать над локациями, описанными во всемирно известных литературных источниках, – отмечает художник. 

Часть фильма снималась в Южной Африке, где можно было найти совершенно уникальные ландшафты. Менеджеры по подбору локаций предложили кинематографистам пустыню Кару, где впоследствии и были выстроены декорации Срединного мира. Затем съемочная группа переместилась к горе Седарберг, где на территории национального заповедника располагались красивейшие пещеры и необычные красные скалы. «В Южной Африке мы нашли невероятные пустыни – почти такие, как на Марсе, – говорит Гласс. – Они уходят за горизонт. Я такого никогда в жизни не видел. Мне кажется, в съемках в Африке есть что-то поразительно романтичное и авантюрное».

Виноградник неподалеку от Кейптауна в ЮАР художники и декораторы превратили в деревню Мэнни. Долину, скрытую от глаз высокими горами, превратили в небольшое поселение – убежище для тех, кто пережил войну и ищет мирной жизни в неспокойном мире. «Ник описывал секту Мэнни, как нечто среднее между аманитами и древними племенами, – говорит Гласс. – Ник стремился к реализму, хотел создать что-то наподобие Пыльного Котла в Америке в 1930-е, что-то типа декораций фильма ГРОЗДЬЯ ГНЕВА. Работая над палитрой, мы черпали вдохновение в работах Эндрю Уайета, картины которого передавали все тяготы выживания в безжизненных природных условиях».

Команде Гласса потребовалось около двух месяцев для постройки деревушки – площади в окружении хлипких деревянных домов. «Мы целенаправленно выбирали землистые оттенки, благодаря которым деревня фактически сливалась с окружающими ее холмами и горами, – объясняет выбор палитры Гласс. – Фактически цвет работал как камуфляж, делая селян невидимыми и обеспечивая относительную безопасность от внешнего мира».

Алый Король, представляющий силу зла, которой так стремился услужить Уолтер, также внес свою лепту в разработку дизайна. «Это дьявольское существо живет в другом измерении, – говорит Арсель. – Многое о нем мы почерпнули в книгах, в частности, знак Алого Короля – искаженный глаз. Мне представлялось, в каком мире должен был жить Алый Король: это было место, похожее на вулкан. Я нашел способ реализовать эту фантазию – тьма и огонь, которые стали частью кошмаров Джейка. Все, что так или иначе связано с миром антагонистов, выполнено в темных или огненных тонах. На протяжении своего путешествия Роланд часто будет сталкиваться с черным и красным цветами».

До своего путешествия в Срединный мир Джейк жил в Нью-Йорке и жутко мучился от странных снов и видений, которые никак не мог объяснить. Кинематографисты решили подчеркнуть одиночество мальчика соответствующими интерьерами. «Джейк – самый обычный мальчишка, поэтому мы решили, что зажиточные районы Нью-Йорка не очень подойдут, – объясняет Гласс. – Он превратил свою комнату в настоящий мир, в котором мог путешествовать благодаря своему воображению. В это невозможно не поверить».

Свои странные видения Джейк тщательно зарисовывал. У мальчика накопилось довольно много таких рисунков. Несмотря на то, что Гласс – профессиональный художник, ему было невероятно сложно создать эти зарисовки. «Взрослому очень непросто сделать детский рисунок, – признается он. – Я пробовал даже рисовать левой рукой, но необходимого результата так и не добился». Однако выход в конечном итоге был найден: Гласс объявил кастинг начинающих художников и выбрал двух 15-летних мальчишек, поручив им работу, о которой можно только мечтать.

В фильме нашлось место локациям, в которых сталкиваются наш и Срединный миры, например, «Дикси-Пиг» – местечко в современном Нью-Йорке, где можно найти вампиров и тахинов. «Дикси-Пиг» – маленький городок в большом городе. Менеджеры по подбору локаций нашли в Кейптауне заброшенный многоэтажный торговый центр со спиральной планировкой этажей, напоминающей многоярусную парковку. Гигантское здание от подвала до чердака было превращено в съемочную площадку, в лабиринтах коридоров и небольших комнатушек нашлось место для самых разнообразных торговцев. Были здесь и мясники, разделывающие необычные туши; и магазин масок; и операционная по трансплантации кожи; и полный опасных существ птичий рынок; и аквариум; и лавка травника; и школа, в которой тахины учились человеческому поведению; и клуб, в котором коротали время Сейр (Джеки Эрл Хейли) и другие головорезы; и, конечно, верхние этажи, на которых располагались пыточная и парикмахерская.

Обычно кинематографисты стремятся к реалистичности, но в случае с «Дикси-Пиг» все запреты были сняты. «Это была одна из тех локаций, где можно было отпустить свое воображение», – улыбается Гласс. Команда художника задрапировала все здание, создав панорамную декорацию. Таким образом, Арсель мог выбрать абсолютно любой ракурс съемки. «Мы не пропустили ни единого уголка, – вспоминает Гласс. – Камера могла находиться где угодно. Можно было даже переходить с этажа на этаж, не прерывая съемочный процесс – синхронность выстрелов и взрывов не нарушалась. Каждая сцена была по-своему динамична, поэтому нам пришлось подойти к процессу создания декораций творчески».

Локация играла немалую роль в фильме, поскольку именно в «Дикси-Пиг» происходит кульминационное сражение. «Это кинематографическое крещендо, в котором Уолтер и Роланд сходятся лицом к лицу, – говорит Арсель. – Уолтер знает, что Роланд идет по его следу, и приготовился к этой битве».

Директор по кастингу актеров массовки также внес свою лепту в создание мира ТЕМНОЙ БАШНИ. В частности, его усилиями «Дикси-Пиг» был населен рабочими из психиатрической больницы, тахинами, изучающими человеческий язык, и обожающими кровь вампирами. За дизайн и создание тахинов и следопытов отвечали Грэм Пресс и Клинтон Эйден Смит соответственно. Тахины – человекоподобные создания с головами животных или птиц. Таких не видел никто в нашем мире, кроме Джейка. Пресс утверждает, что сложнее всего было уравновесить реализм и магию на экране. «Эти зверолюди пытаются влиться в наш мир, надевая маски», – объясняет он. Пресс создал пластические маски, которые скрыли лица около шестидесяти персонажей. Для нанесения такой маски гримеры тратили около трех часов.

В студии Пресса было множество предметов, которые вызывали живой интерес Гласса. Пресс вспоминает: «Он приходил к нам в студию и начинал загибать пальцы: «Мне нужно вот это и вот то, я заберу эту свинью и этого бабуина, мне нужны эти модели, эти руки и ноги». В «Дикси-Пиг» вы увидите безголовую немецкую овчарку, обожженную морду бабуина, свиную голову без глаз и языка. Все они далеко не первой свежести».

Клинтон Эйден Смит рассказывает о своей роли в процессе создания существ, населявших вселенную книг Кинга: «Пытаясь забраться к нему в голову, необходимо полностью отрешиться от нашего, знакомого мира. На страницах его романов может произойти все, что угодно. Ник дал нам совет: найти описание существа в книге Кинга и продумать, как эту тварь можно было бы оживить. Взять, например, кошачьих тахинов-следопытов. Мы задавались вопросами: какая порода кошек нас интересует? Какой длины должна быть шерсть? Как персонажи должны двигаться? С вдохновением проблем не возникало, поскольку семейство кошачьих довольно велико – и пантеры, и львы, и тигры. Мы прикидывали, как можно использовать движения животных в человеческой походке. Особое внимание мы уделяли элементам, которые могли попасть в кадр. В создании шерстяного покрова нам помогали специальные слабые шокеры, создававшие статическое электричество и приподнимавшие волоски. Некоторые волоски были длиннее, другие – короче. Финальный аккорд в создании персонажа ставили контактные линзы и зубные протезы».

Сейр, которого сыграл Джеки Эрл Хейли, – получеловек, полутахин. Он заправляет делами в «Дикси-Пиг» и следит за всеми его обитателями. «Мой персонаж совсем не похож на человека, в нем куда больше от животного, – говорит актер. – Даже маска не особо помогает скрыть его звериное нутро».

Легендарные револьверы Роланда создавались оружейником Лансом Питерсом. «Было очень непросто работать, потому что Стивен Кинг писал эту книгу в довольно юном возрасте и, по его собственному признанию, познания в области оружия у него были весьма скудные, – говорит Питерс. – Работая над дизайном револьверов Роланда, мы взяли за основу «Ремингтон», в который внесли некоторые изменения – увеличили стволы, гильзы и гравировку. К счастью, у нас были практически полностью развязаны руки для творчества, поскольку действие фильма происходит в параллельной вселенной». Пистолеты для съемок фильма были собраны Питерсом вручную.

Работая над ролью стрелка, актер Идрис Эльба тренировался и на стрельбище, и в спортзале. В частности, он взял несколько уроков бокса и смешанных боевых искусств, причем занимался спаррингом как до, так и во время съемок.


04.08.2017 Автор: Артур Чачелов

Источник: Sony Pictures

Самое читаемое

Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 21–27 апреля 2025 года
Подробнее
Премия кинооператоров «Белый квадрат» назвала лауреатов за 2024 год
Подробнее
Предпродажи уикенда: «В списках не значился» превзошел «Воздух»
Подробнее
Касса России: «Денискины рассказы» стартовали с третьей строчки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Кракен» во второй раз возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: сорванцы против монстров
Подробнее
В Следственном комитете появится совет по культуре
Подробнее
В Premier и Rutube провели ряд назначений на руководящие должности
Подробнее
Следственный комитет проверит информацию о нарушениях в отношении «Ленфильма»
Подробнее
Сергей Мирошниченко и Ангелина Ашман наберут документальный курс в школе кино «Индустрия»
Подробнее
Okko запустил продажу билетов в кинотеатры и на музыкальные события
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 1–4 мая
Подробнее
«Кончится лето» получит англоязычный ремейк
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 1-4 мая
Подробнее
В Москве состоялась премьера комедии «Без попутал»
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2024 года
Подробнее
Фестиваль «Новое движение» представил деловую программу
Подробнее