
Цифровой грим в кино: как актеров изменяют до неузнаваемости
Секреты резкого «старения» и «омоложения» персонажей
В прошлом году на экраны вышел блокбастер от студии Marvel, в котором герой, уменьшившись до размеров муравья, спасал всех и вся от злодеев. ЧЕЛОВЕК-МУРАВЕЙ оказался интересен с визуальной точки зрения, предложив к традиционному набору спецэффектов образ моложавого доктора Хэнка Пима в исполнении престарелого Майкла Дугласа. Ранее выходили ЗАГАДОЧНАЯ ИСТОРИЯ БЕНДЖАМИНА БАТТОНА с помолодевшими героями Брэда Питта и Кейт Бланшетт, ЛЮДИ ИКС: ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА со сбросившими пару десятков лет Йэном МакКелленом и Патриком Стюартом и другие киноленты с похожими трюками. Перечисленные картины примечательны тем, что эффект молодости достигался компьютерными средствами, а не живописным или пластическим гримом.
Лидером CG-индустрии в этом направлении по праву считается студия Lola VFX, которая базируется в Лос-Анджелесе. Все основные кинопроекты, когда по сюжету требуется кого-то состарить или же, наоборот, омолодить, проходят через производственный конвейер этого вендора. Каким образом художники добиваются омолаживающего эффекта и в чем заключается основная сложность?
Омоложение
С годами человек дряхлеет, а его кожа покрывается морщинами. Под воздействием внутренних биологических процессов и силы притяжения нос становится кручковатым, мочки ушей крупнее, а под глазами появляются мешки. Мускульная масса и объемы мышц сокращаются. Цифровые технологии разворачивают процессы вспять. Непростая и дорогостоящая операция совершается на стадии композитинга. Базовым софтом для Lola VFX служит программный комплекс Discreet Inferno. Но любому трюку предшествует тщательная подготовка.
На начальной стадии художник изучает фотографии «пациента» прошлых лет или же фильмы с ним. Например, во время работы над Хэнком Пимом в ЧЕЛОВЕКЕ-МУРАВЬЕ специалисты брали за образец облик Майкла Дугласа, когда он играл в драме УОЛЛ-СТРИТ 1987 года. Помимо этого художники консультируются с настоящим пластическим хирургом, которому лучше знакома картина красоты лица. Так, Lola VFX оплачивает услуги доктора Фрэнкеля, специализирующегося на лицевой пластике. В дополнение к этому во время съемки на площадке был моложавый дублер Майкла Дугласа, которого пригласили на площадку для получения образцов освещения кожи и ее реакции на движения. Плюс ко всему художники держали в уме тот факт, что им потребуется делать цифровые заплатки, значит, отдельные фрагменты изображения молодой кожи могут пригодиться.
Технически съемка выглядела следующим образом: вначале сцену разыгрывал Майкл Дуглас, впоследствии его место занимал дублер, изображавший Пима в том же освещении. Помимо статиста дизайнеры также подстраховались сканами, но не Майкла Дугласа, а опять же дублера. Но все же большая часть работы строилась вокруг съемочного материала самого Дугласа.
Шевелюра в кадрах с помолодевшим Хэнком Пимом принадлежит Майклу Дугласу. Актеру лишь сделали ее чуть пышнее художники по гриму и парикам, а не по эффектам. Они же убрали бороду актеру. А вот с шеей дела обстояли иначе. Шея семидесятилетнего кардинально отличается от шеи сорокапятилетнего. При этом специалисты Lola VFX ставили перед собой задачу синхронизировать реакцию кожи на движения головы и произнесение слов. Адамово яблоко должно было максимально совпадать с анатомией актера. Это непросто. Область вокруг него с возрастом всегда провисает и теряет эластичность. Плюс требуется брать во внимание тени, детализацию и светлые участки. При этом яблоко пожилого человека реагирует на произнесение слов и действия совершенно не так, как у молодого. Именно этот участок наиболее трудоемкий при омоложении. Если не получится передать связь лица и шеи, то зритель не поверит в героя.
В конечном итоге шея помолодевшего героя Майкла Дугласа создавалась преимущественно средствами композитинга, но наиболее сложные участки представляли собой молодую кожу, взятую у дублера. От заплаток художники Lola VFX стараются держаться подальше, поскольку возня с ними кропотлива из-за сложного трекинга и анимации, но бывают ситуации, когда без них невозможно решить задачу.
В кино художники занимаются не только мешками под глазами, но и бровями, которые с возрастом начинают иначе реагировать на мимику. Специалисты определяли уровень реакции с учетом возрастных изменений, но при этом обязаны были не перебарщивать с цифрой, чтобы не навредить актерской игре, ведь именно ее сохранение ставилось во главу угла.
Нос и уши также укрупняются с возрастом, что нельзя оставлять без внимания, когда сбрасываешь человеку 25 лет. Характер укрупнения отличается определенной спецификой. Морщины на хрящике становятся заметнее, а поверхность уха начинает отдавать восковым блеском, поэтому художники воздействуют на текстуру кожи и корректируют цвет. Манипуляции по возвращению коже молодого блеска производятся посредством цветокоррекции.
Когда имеешь дело с носом, то приходится редактировать не только его размеры и форму, но и закачивать под кожу переносицы чуть больше жира. Разумеется, все это делается средствами композитинга. Художники просто обрабатывают изображение. Важно отметить, что на площадке Майкл Дуглас играл роль моложавого Хэнка Пима с маркерами на физиономии, которые наносились для отслеживания его лица в пространстве. Весь материал снимался на камеру Alexa. Над омоложением трудились одиннадцать высококлассных художников.
Старение
Специалисты Lola VFX не только в состоянии омолодить, но могут и состарить. Этот вид работы востребован чуть меньше, поскольку кинематографисты предпочитают старить при помощи пластического грима – чрезвычайно эффективного и проверенного десятилетиями способа. Тем не менее, опыт по цифровому «состариванию» уже имеется. Для фильма ПЕРВЫЙ МСТИТЕЛЬ: ДРУГАЯ ВОЙНА художники получили задание состарить Пегги, с которой встречается Капитан Америка. Молодая актриса играла свою роль без грима, но с маркерами на лице. Впоследствии ее подменяла пожилая дублерша, которую изначально пригласили для получения образцов освещения, но в ходе работы ее роль в процессе возросла. Специалисты репроецировали ее дряхлую кожу на лицо исполнительницы роли Пегги. Работа была проделана ювелирная, поскольку важно было совместить изображения по тону, освещению и даже таймингу.
16.07.2016 Автор: Константин Мееров