top banner

Где и как снимали фильм «Робин Гуд: Начало»

Локации, декорации и трюки

В работе над фильмом РОБИН ГУД: НАЧАЛО едва ли не самую главную роль сыграло строительство мира, в котором существование персонажей было максимально органичным. Режиссер Отто Батхерст решился создать этот фантастический мир с нуля. В его воображении в Ноттингеме роскошь соседствовала с закопченными шахтами и покосившимися трущобами. Трудно себе представить место, где население было бы настолько расслоенным.

Отрицая всякую «историческую достоверность», Бархёрст черпал вдохновение в самых различных архитектурных стилях, начиная со средневекового европейского и заканчивая паназиатским стилем XVIII века и брутальностью XX века. Основной костяк закадровой команды составили оператор Джордж Стил, который прежде работал с Батхерстом над сериалом «Острые козырьки», художник-постановщик Жан-Венсан Пюзо (ЗАТЕРЯННЫЙ ГОРОД Z) и дизайнер костюмов Джулиан Дэй (ГОНКА).

Стил получил замечательный шанс опробовать цифровую 65-мм камеру Panavision DXL, снимающую в разрешении 8K. «Благодаря съемкам в 65-мм формате в высоком разрешении и использованию линз Primo 70 мы смогли полностью контролировать глубину кадра, делая акценты на эмоциональных моментах», – объясняет оператор. Стил также разработал специальный крепеж, позволявший снимать на бегу особенно динамичные сцены. В результате некоторые сцены по динамике начали напоминать фильм ПАДЕНИЕ «ЧЕРНОГО ЯСТРЕБА».

Оператор стремился использовать мобильность камеры по максимуму. «Установка сделать фильм современным распространялась и на нашу работу, – утверждает Стил. – Практически каждую сцену мы снимали на несколько камер и расставляли свет так, чтобы создать атмосферу современной картины. В разных эпизодах мы использовали разную палитру. Сцены в Сирии напоминали репортаж с современной войны, ноттингемские шахты мы сделали в мрачных тонах, а сам Ноттингем был очень цветастым. Я надеюсь, у нас получилось добиться такой картинки, какая была в оригинальном фильме ОПАСНЫЕ ПАССАЖИРЫ ПОЕЗДА 123, который нас вдохновлял».

Тем временем перед Пюзо была поставлена непростая задача – выстроить новый Ноттингем. «В наших разговорах с Отто мы решили, что в Ноттингеме должны были найти отражение самые разные культуры, – говорит художник. – Нас вдохновляли и работы Фрэнка Ллойда Райта, и неоготика XIX века. У нас было только одно правило – никаких правил».

Фильм РОБИН ГУД: НАЧАЛО снимался в трех странах на протяжении четырех месяцев. Первой локацией стал обнесенный высокой крепостной стеной хорватский город Дубровник, где снимались многие атмосферные сцены сериала «Игра престолов». Там декораторы превратили заброшенное трехэтажное зернохранилище в особняк Локсли. За то время, которое Робин провел на войне, особняк был разграблен и сожжен. Теперь пепелище красноречиво свидетельствует об эмоциональном состоянии Робина.

Пюзо отмечает, что высокие стены Дубровника помогли ему в работе над массивными декоративными элементами. Город находится под охраной ЮНЕСКО, поэтому строителям были строго запрещены какие бы то ни было работы с существующими зданиями. Зато фильм украсила историческая достопримечательность Дубровника – напоминающий крепость Доминиканский монастырь XIV века. В этом комплексе снималась сцена, в которой Робин и Мэриан встречаются на костюмированном приеме. Сцена получилась очень красивой: ноттингемская знать съезжается на шикарных каретах, и по гламуру и лоску мероприятие ничем не уступает парижским показам мод.

Учитывая, что главный транспорт в Ноттингеме – лошади, кинематографистам пришлось найти целый табун подготовленных к динамичным съемкам животных. Работавший на площадке дрессировщик Ласло Юхаш-мл. и его помощники ухитрялись управляться с семью десятками лошадей. В их числе были вороной фриз шерифа ноттингемского и 13-летний андалузец Кастено, верный товарищ Робин Гуда. Оба коня заслужили самые высокие похвалы кинематографистов за покладистый нрав и шикарный экстерьер.

В Будапеште съемки велись на студии Korda. Пюзо и его команда создали там копию сирийской пустыни, изрытой 1,5-метровыми окопами. Лагерь крестоносцев с палатками и стягами впервые наталкивает Робина на мысль, что на солдатских смертях кто-то наживается. Учитывая общий нестандартный подход к съемкам, Батхерст был намерен продемонстрировать все ужасы крестовых походов. «Крестоносцы вели кровавые войны, – говорит режиссер. – Для них война была настолько же реалистична и кошмарна, как и для современных солдат. Поэтому мы черпали вдохновение в таких фильмах, как ПАДЕНИЕ «ЧЕРНОГО ЯСТРЕБА»ПОВЕЛИТЕЛЬ БУРИ и УЦЕЛЕВШИЙ. Я предложил Джорджу подключить воображение и представить, что было бы, если бы современный военный корреспондент оказался в XII веке».

Заброшенную алюминиевую фабрику на окраине Будапешта Пюзо и его команда превратили в конечную цель крестового подхода – сирийский город, ставший убежищем для арабских солдат. «Одного взгляда на эту декорацию достаточно, чтобы у вас перехватило дыхание, – говорит Дэвиссон. – Это был один из самых впечатляющих интерьеров в моей карьере. Это был поистине другой мир. Огромные, колоритные здания в арабском стиле, узкие переулки и кричащие лотки торгашей – все это уместилось в одном единственном павильоне».

На создание декорации у художников ушло полтора месяца. Кроме того, Пюзо пришлось нанять двух профессиональных альпинистов, которые закрепляли элементы декора на 45-метровой высоте. Кропотливую работу контролировала арт-директор Нора Такакс, которая работает с Пюзо более десяти лет. «Мы тщательно изучили современные и средневековые восточные базары, вплоть до мелочей, – рассказывает Такакс. – Декорация получилась настолько хорошо продуманной, что снимать можно было практически с любого ракурса – и с крыши, и с мозаичных стен, и из сада. Всякий раз в кадре появлялись все новые и новые интересные элементы».

Также на территории студии Korda был выстроен интерьер ноттингемского дворца. В своей работе декораторы использовали металл, шелк, гобелены, зеркала, дымчатое стекло, керамику, декоративные подушки, канделябры, столы для игры в рулетку, опиумные трубки и красные фонари. Декорации напоминали что-то среднее между Лас-Вегасом 2018 года и Англией XII века. «Мы использовали все доступные нам средства и ресурсы, – признается Пюзо. – Элита Ноттингема предстанет перед зрителями во всей красе».

Сцены в мрачных катакомбах, где находились келья брата Тука и библиотека, снимались в 83-летнем винном погребе. Декораторы черпали вдохновение в работах художника послевоенной Германии Ансельма Кифера. «Кифер много работал с различными природными материалами и создавал невероятные покрытия, которые мы использовали в качестве книжных полок», – объясняет Пюзо.

Тим Минчин признается, что буквально влюбился в убежище своего персонажа. «Мне очень понравились катакомбы Тука, – говорит он. – Они характеризуют его как высокодуховного и прямодушного человека, который приходит к выводу, что его морально-нравственные принципы расходятся с идеологией братства».

В работе над ноттингемскими трущобами Пюзо черпал вдохновение в бразильских фавелах – хаотичном нагромождении лачуг, в которых проживают миллионы бедняков. Декораторам удалось воссоздать на площадке шаткое трехэтажное убежище обездоленных. Декорацию длиной в 90 метров строили более трех месяцев. «Все площадки на съемках этого фильма были очень необычными, но ноттингемские фавелы мне понравились больше всего, – признается Дорнан. – Декорации получились очень реалистичными и дают исчерпывающее представление о том, как трудно жилось простолюдинам на этих грязных, убогих улочках».

К трущобам примыкала сталелитейная фабрика, где Робин и Уилл произносят свои речи перед рабочими. «Сцена, в которой Робин открывает свое истинное лицо перед толпой, крайне важна для всего фильма, – объясняет Батхерст. – Людям предстоит выбирать – либо полагаться на увещевания эгоистичного, но сладкоголосого Уилла и надеяться на скорые перемены к лучшему, либо довериться Робину, примкнуть к повстанцам и выступить на борьбу с коррупцией».

Задолго до начала съемок фильма все понимали, что хореография батальных сцен станет самой сложной задачей, но обеспечит фильму выдающуюся зрелищность. Тщательно продуманные и подготовленные трюковые сцены должны были представить РОБИН ГУДА современной, крайне требовательной аудитории. Тэрону Эджертону и Джейми Фоксу помогали вжиться в образы профессиональных стрелков из лука консультанты Стив Ральфс и Ларс Андерсен. Мастера утверждают, что таких перестрелок зрители еще не видели никогда.

Андерсен – известный специалист по стрельбе из лука, один из лучших лучников на планете. В YouTube достаточно роликов, демонстрирующих его невероятные навыки обращения с луком и стрелами. Он не смог отказать себе в удовольствии научить актеров своему искусству, чтобы те продемонстрировали его современной аудитории. Андерсен понимал, что мастерство быстрой стрельбы из лука сделает историю о Робин Гуде поистине незабываемой.

«Робин Гуд является самим воплощением стрельбы из лука, так что мне очень повезло принять участие в работе над этим фильмом, – говорит Андерсен. – Когда людей спрашиваешь, с чем у них ассоциируется слово «лучник», они обычно вспоминают сцены из фильмов о Робин Гуде. В картине РОБИН ГУД: НАЧАЛО мы, наконец, получили шанс показать реалистичную стрельбу из лука, и, надеюсь, зрители увидят, что это невероятно круто. Публика привыкла к статичным перестрелкам, но на самом деле стрельба из лука может быть очень динамичной».

Тем временем знаменитый оружейник Тим Уайлдгус (ВОЙНА МИРОВ Z, КРЕДО УБИЙЦЫМЕЧ КОРОЛЯ АРТУРА) взялся за создание арсенала луков для актеров фильма. В коллекцию попали и полуавтоматические арбалеты, стреляющие очередями, и то, что сам мастер называл «стрелометом», – наплечное оружие, способное выпускать 30 стрел одновременно. «Стреломет следует держать втроем или даже вчетвером, – описывает технологию стрельбы Уайлдгус. – Один взводит затвор и натягивает тетиву. Прицелившись, кто-то один нажимает на освобождающий тетиву крючок, выпуская несколько десятков стрел». Среди других приспособлений, разработанных для съемок, был большой механический арбалет наподобие пулемета Гатлинга с поворотными магазинами, наполненными стальными стрелами; арбалеты, стреляющие газовыми гранатами, которыми воины шерифа ноттингемского разгоняли толпы бунтовщиков; снайперские луки камуфляжной расцветки; «ноттингемские дубинки», которые были похожи на полицейские дубинки, но с железными набалдашниками. Оружие не только выглядело устрашающе. Уайлдгус утверждает, что все созданные им прототипы были полностью функциональны.

Изначально Робин отдает предпочтение традиционному английскому длинному луку (эти луки состояли на вооружении у крестоносцев). Но после тренировок с Джоном Робин переключается на рекурсивный лук. Плечи такого лука изогнуты вперед и образуют конструкцию, напоминающую коромысло. Из таких луков стрелы летят быстрее и дальше. Лук, который использует Робин Гуд, никак нельзя назвать традиционным. «Лук Робина – это не только стрелковое оружие, – объясняет Уайлдгус. – При необходимости он может пользоваться им и как дубинкой, и как колюще-режущим оружием, когда дело доходит до рукопашной».

Каждый лук имел отличительные особенности, соответствующие тому или иному персонажу. «Отто хотел, чтобы каждый лук был украшен по-особому, – говорит Уайлдгус. – Зрителям должно быть понятно, что солдаты берегли свои луки и прошли с ними немало битв. Поэтому древка были отмечены различными граффити, эмблемами, фигурками и амулетами».

Уайлдгус отмечает исключительные достижения инструкторов по стрельбе из лука, особенно в работе с Эджертоном, который в фильме показывает все, на что способно грозное оружие прошлого. «В картине Тэрон демонстрирует такие навыки, которые вы не увидите ни в одном другом фильме», – утверждает Уайлдгус.

«Дизайн оружия помог сделать фильм еще динамичнее, – считает Эджертон. – Боевые сцены выглядят естественно и хаотично, а не так, словно их тщательно спланировали хореографы. Кроме того, Ларс научил меня стрелять с высокой вероятностью попадания в цель. Это было очень увлекательно и полезно».

Для некоторых сцен пришлось создать впечатляющие декорации. В частности, художникам немало пришлось поработать над сценой, в которой Робин грабит ноттингемскую сокровищницу. Сцена получилась очень динамичной и напоминала сцену ограбления современного банка, только вместо гоночных автомобилей в кадре были всадники. Все началось с того, что художник-постановщик фильма Жан-Венсан Пюзо создал декорацию сокровищницы, где грабители сталкиваются со стражниками. Трехуровневая декорация представляла собой огромный деревянный цилиндр с подземным этажом, куда в запряженных лошадьми повозках доставлялось собранное в округе золото. «Нам пришлось тщательно распланировать батальную сцену, поскольку 25 актерам пришлось драться в крайне тесном пространстве, – отмечает Пюзо. – Мы выстроили панорамную декорацию, чтобы снимать было удобно с любого ракурса».

8-минутная сцена заканчивается за стенами сокровищницы. Потребовалась тщательная координация работы основной и второй съемочных групп. Руководитель второй группы, Саймон Крейн, снимал запоминающиеся автомобильные погони во многих фильмах, но в случае с лошадьми ему пришлось пересмотреть все наработанные техники и приемы. «Саймон – легенда кинематографа, – говорит Дэвиссон. – Если вы не приглашаете его на съемки приключенческого боевика, возможно, вы допускаете серьезную ошибку».

Крейн говорит: «Было очень интересно попытаться добиться такого же адреналина, который переполняет актеров и зрителей во время просмотра автомобильной погони, только на этот раз – с лошадьми и повозками. Мне хотелось получить что-то среднее по динамике между фильмами БЕН-ГУР и ФОРСАЖ. Робин и Джон устраивают разрушения, вписываются в крутые повороты, уклоняются от факелов… Зрители точно не видели ничего подобного».

Дэвиссон отмечает, что все динамичные сцены требовали свежего подхода: «Мы с Отто хотели, чтобы каждая сцена фильма казалась уникальной. Поэтому мы тщательно продумывали, как будет выглядеть каждая перестрелка или погоня. Поверьте, мы очень старались! Почему зрителям так нравятся автомобильные или мотоциклетные погони? Они динамичны, опасны, современны. Мы стремились к тому же, поскольку и сам Робин в фильме совсем другой. У Отто было множество замечательных идей, которые Саймон воплотил в жизнь, сделав их еще лучше. Режиссеры отлично сработались, и динамичные сцены – наглядное тому подтверждение».

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram

 


30.11.2018 Автор: Артур Чачелов

Источник: Централ Партнершип

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее