top banner

Голливудское качество: как снимают фильмы-катастрофы у них и у нас

Подробнее о спецэффектах в самых известных картинах жанра

Российский кинозритель взбудоражен голливудским качеством отечественного кинофильма ЭКИПАЖ. Фильм Николая Лебедева производит большое впечатление уровнем постановки и накалом художественной правды. Без всяких скидок это большой проект мирового уровня с сильной аттракционной составляющей. Мы решили вспомнить пять голливудских фильмов-катастроф нулевых, среди которых наш не затеряется.

ПОСЕЙДОН (1972/2006)

Фильм Вольфганга Петерсена (ТРОЯ, САМОЛЕТ ПРЕЗИДЕНТА) является ремейком картины 1972 года. По сюжету трансатлантический лайнер терпит крушение в открытом океане. Гигантская волна цунами переворачивает огромный корабль, словно игрушку в ванне. Оригинальная картина снималась как с использованием миниатюры размером 1:48, так и на борту настоящего лайнера «Королева Мария». В сцене крушения зрителю показывают модель. Миниатюра, обошедшаяся в $35 000, переворачивалась в съемочном бассейне при помощи подводного механизма и девяти тонн воды. В нужный момент сливные баки опрокидывались, и обрушивающаяся стена воды поднимала волну. 

Ремейк вышел на мировые экраны спустя тридцать четыре года. В сцене крушения фигурирует уже не физическая, а компьютерная модель судна и водная симуляция. Волна создавалась в пакете Flowline. На сегодняшний день это один из самых сильных программных инструментов для симуляциий на рынке, который отлично себя зарекомендовал в таких блокбастерах, как 2012, ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 3 и БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА. Кадры внутри лайнера и в оригинале, и в ремейке снимались на площадке, где были выстроены декорации зала для торжеств. В обоих случаях декорации размещались на платформе, оснащенной механизмом для подъема и наклона под углом 45 градусов. Вот только на проекте Петерсена механизированная платформа оснащалась гидравликой и управлялась оператором с компьютера. О подобном техники 70-х могли только мечтать. Помимо этого, цифровые технологии поспособствовали включению в кадры трюков, которые каскадеры были не в состоянии исполнить на площадке. Именно поэтому кадры крушения в опусе Петерсена смотрятся гораздо зрелищнее, опаснее и достовернее. Тем не менее «Оскар» за эффекты получил оригинальный фильм, а не ремейк, удостоившийся только номинации. Помимо этого, в кинопрокате выплыл опять же оригинал, а не обновленный вариант, пошедший ко дну сразу после релиза.  

2012 (2009)

Голливудский кинорежиссер Роланд Эммерих вывел жанр кинокатастрофы на новый уровень. Он и Майкл Бэй – два самых разрушающих режиссера. Они обожают взрывать и ломать все, что только попадает в кадр. Но в блокбастере 2012 Эммерих пошел еще дальше. От разрушения всемирно известных зданий, он перешел к уничтожению целых городов. В 2012 под раздачу попали Лос-Анджелес, Лас-Вегас и Вашингтон. Американские мегаполисы рушились усилиями сотен специалистов по компьютерной графике. Трехмерщики имитировали динамику твердых тел и их разбиение на части, симулировали огонь и дым.

Подавляющее большинство этих кадров были сгенерированы на компьютере. Актеров снимали исключительно для средних и крупных планов в студийном павильоне на синем хромакейном фоне в минимальных декорациях. Например, для сцены в супермаркете, когда толчки землетрясения раскалывают магазин надвое, актеров разместили на подвижные платформы в синем павильоне. В определенный момент механизм раздвигал платформы и со стеллажей, размещенных рядом, начинали падать продукты и коробки. Недостающие части интерьера магазина достроили на компьютере, как и глубокую расщелину. Невероятно зрелищный опус Роланда Эммериха пришелся по вкусу аудитории, картина заработала в мировом кинопрокате более $700 млн. Превзойти это достижение как по финансовой, так и по зрелищной части Эммерих попытается этим летом, когда на экраны выйдет ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ. В сиквеле популярной картины 90-х Эммерих не просто разрушает города, а переворачивает их вверх тормашками.

ЭКИПАЖ (2012) 

В оригинале фильм Роберта Земекиса носит имя ПОЛЕТ, но локализаторы и прокатчик дали ему название, более знакомое отечественному зрителю. Картина скорее драма, чем фильм-катастрофа, но крушение самолета сделано настолько убедительно и играет столь важную роль в построении сюжета, что мы не могли не включить этот проект в наш обзор. Визуальными эффектами занималась небольшая студия Atomic action.

Подход в работе был схож с нашим одноименным фильмом, о котором речь пойдет ниже. Самолет переднего плана был настоящим, но в воздух поднимались компьютерные модели лайнеров. Помимо этого, все самолеты на заднем плане, как и здание аэропорта, моделировались в графике. Для сцены крушения были построены кабина и декорация салона, которые разместили на трех разновидностях гидравлических кардановых подвесов. Один из них мог вращаться на 180 градусов. Средствами же графики и анимации создавались кадры, демонстрирующие лайнер снаружи в момент совершения им «бочки». Кадры внутри салона и кабины – это декорация на кардановом подвесе с компьютерным пейзажем за окнами. 

РАЗЛОМ САН-АНДРЕАС (2015)   

Высокобюджетный фильм-катастрофа с Дуэйном Джонсоном в главной роли предлагает тот же набор аттракционов, что и 2012 Роланда Эммериха. Удивительно, что этот проект снял не он, а Брэд Пейтон (ПУТЕШЕСТВИЕ 2: Таинственный Остров). В картине полно зрелищных сцен, которые генерировались в графике, но мы расскажем об эпизоде, требовавшем комбинированного подхода.

В самом начале фильма герой картины спасает на вертолете девушку, угодившую с машиной в расщелину. Вертушка и автомобиль в кадре были настоящими. Вот только вертолет зависал без вращающихся лопастей, которые дорисовывали в графике, а при помощи тросов и крана. Машину же закрепили на фрагменте утеса, украсив задний план хромакеем. Впоследствии эпизод сильно доработали средствами графики, заменив задний план и пририсовав лопасти и винт. Фильм стал неожиданным суперхитом, уже готовится продолжение.

ЭКИПАЖ (2016)

А вот и проект, ради которого мы начинали наш обзор. Картина Николая Лебедева является вольным ремейком одноименной картины Александра Митты. В фильме 1500 планов с визуальными эффектами различной сложности. Воздушные сцены – это компьютерная анимация. Зато взрывы и огонь на земле – пиротехнические эффекты. Кроме того, кинематографисты взорвали списанные, но настоящие Ан-24 и Ту-154. Всю графику сделала команда студии CG Factory, участвовавшая ранее в работе над картиной ОН – ДРАКОН. Несмотря на сжатые сроки и гигантский объем работы, связанный с дорисовкой фонов, объемными симуляциями и созданием полностью компьютерных воздушных сцен, трехмерщикам удалось выдержать качество. Помимо графики специалисты студии работали над конвертацией изображения в стереоформат. Подоробную статью о создании картины вы можете прочитать по этой ссылке.


01.05.2016 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Российские чиновники работают над возвращением съемочной группы «Трудно быть богом» из Ирана
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 июня 2025 года
Подробнее
Предварительная касса четверга: лидерство захватила комедия «На деревню дедушке»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 12–15 июня
Подробнее
Репетиция лета: итоги российского онлайн-проката в мае 2025 года
Подробнее
Азербайджан поможет в эвакуации российских деятелей искусства из Ирана
Подробнее
Съемочная группа «Трудно быть богом» эвакуирована из Ирана в Азербайджан
Подробнее
Amazon выпустит продолжение «Космических яиц» в 2027 году
Подробнее
Режиссеры монтажа в открытом письме обратились к представителям российской киноиндустрии
Подробнее
Фестиваль сериалов «Пилот» представил конкурсную программу
Подробнее
Касса России: комедия «На деревню дедушке» возглавила прокат
Подробнее
Предварительная касса уикенда: комедия «На деревню дедушке» обошла всех конкурентов
Подробнее
В Москве стартовал образовательный интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Минкультуры представило итоговую статистику за 2024 год
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 19–22 июня
Подробнее
Минкультуры начинает отбор на поддержку производства фильмов с духовно-нравственными ценностями
Подробнее
В рамках образовательного интенсива «Искусство питчинга» состоялась сессия «Индустриальный бриф»
Подробнее
Минкультуры объявило даты грядущих питчингов
Подробнее
В Москве прошла премьера фильма «Материалистка»
Подробнее
Госдума рассмотрит закон об отказе в выдаче ПУ за дискредитацию духовно-нравственных ценностей
Подробнее