
Как и где снимали фильм «К звездам»
Локации, декорации, костюмы и спецэффекты
Фильм К ЗВЕЗДАМ долго разрабатывался, это обычное явление для проектов Джеймса Грэя. Где-то между фильмами ЛЮБОВНИКИ (2008) и РОКОВАЯ СТРАСТЬ (2012) Грэй и его соавтор Итан Гросс начали обсуждать возможный фильм, где события развиваются в космосе. В течение долгих лет они с перерывами трудились над сценарием, затем к работе присоединилась компания Родриго Тейшейры RT Features. В 2016 году, когда Брэд Питт согласился сыграть в фильме и стать его продюсером, все завертелось быстрее. У его продюсерской компании Plan B был договор на право первого просмотра с компанией New Regency, который предусматривал финансирование и дистрибуцию через 20th Century Fox, а Bona Film Group участвовала в финансировании в обмен на право дистрибуции фильма в континентальном Китае, Тайване, Гонконге и Макао. Съемки фильма начались в августе 2017 года.
По словам Грэя, работа режиссера заключается «в создании контекста для того, чтобы остальные создавали и делали отличные вещи». Дизайн художника-постановщика Кевина Томпсона опирается на нечто осязаемое и понятное: создатели фильма долго изучали МКС с точки зрения устройства космической станции, интерьер шаттлов, а потом попытались сделать их более современными.
«Кевин проделал отличную работу, но его мастерство создавало для меня определенные трудности, потому что приходилось снимать в очень стесненных условиях, − говорит Джеймс Грэй. − Но в этом и заключался замысел, потому что так все выглядит на самом деле. И нам пришлось строить декорации дважды, поскольку были необходимы вертикальная и горизонтальная версии. Были ситуации, когда Брэд был подвешен довольно высоко, а камера в это время снимала его снизу. Это выглядит как невесомость, но это потребовало большого напряжения».
Для картины, где события происходят в основном в космосе, при съемках К ЗВЕЗДАМ зеленый экран и компьютерную графику использовали очень мало. «Мы специально хотели как можно больше снять на натуре, – поясняет Кевин. – Все мониторы, кабины пилотов, задний фон – все реальное, потому что это отвечает эстетике Джеймса и его восприятию фильма. Конечно, нам пришлось использовать зеленый экран, когда снимались сцены в открытом космосе».
«Мы постарались максимально воспроизвести аутентичность, − вспоминает режиссер. − Мы рассматривали Луну как относительно освоенное место с целым рядом современных аванпостов. Затем Марс – последнее обжитое место в нашем фильме. Здесь мы использовали изображения современной научной станции в Антарктиде».
В фильме нет футуристических гаджетов и вооружения. Здесь люди по-прежнему используют бумагу и традиционные системы коммуникации. «Мы не хотели отвлекать внимание зрителей на футуристические технологии, − говорит художник-постановщик. − Самый современный элемент – это маленький прозрачный сканер, потому что экраны прозрачные и постоянно отображают информацию. Но мы также использовали планшеты и плоские экраны для видеоизображения. Они довольно минималистичны и не выглядят слишком устаревшими. Я думаю, что такие экраны и планшеты еще долго будут в употреблении».
Основную часть съемок для сцен на Земле, Луне, Марсе и Нептуне решили вести на натуре, а не в павильонах. Для этого поиски велись по всему округу Лос-Анджелес. Кевин Томпсон, оператор Хойте Ван Хойтема и команда, отвечающая за подбор натуры, повсюду искали места, которые отвечали бы замыслу режиссера. Выбрать съемочные площадки для фильма было непросто. В результате съемки велись в заброшенном универмаге в центре Лос-Анджелеса, а также там, где раньше размещалась станция поездов Красной линии: она была как раз под зданием. Огромный туннель очень понравился создателям фильма, он сыграл роль подземелья на Марсе: по этому пути Рой пробирается на «Цефей», чтобы дальше отправиться на «Лиму». В центре Лос-Анджелеса нашли еще две площадки – Городской архив и железнодорожный вокзал Юнион-Стейшн. Территория бывшей типографии газеты «Лос-Анджелес Таймс» стала стартовой площадкой для полета на Луну. Нападение пиратов на Луне снимали в районе Думонт Дюнс в пустыне Мохаве.
«Земля в фильме представлена мало, и это были единственные сцены, где мы снимали естественный дневной свет, окна, вид снаружи, – рассказывает Кевин Томпсон. – Кроме погони по поверхности Луны к зданию SpaceCom, есть только еще одна сцена на Луне – гостиничный номер с окном, выходящим на комплекс. Потом мы опускаемся под землю. Луна, главный зал и туннели – это все полированный и необработанный бетон. Это довольно нейтральная чистая палитра оттенков серого и коричневого, потому что мы хотели сохранить основную цветовую палитру для Марса. Определение облика Марса стало настоящей эволюцией. Мы побывали в разных старых зданиях необычной формы. Мы не знали, как это должно выглядеть, но понимали, что это будут подземные помещения. Нам хотелось отойти от клише или узнаваемых ситуаций. В результате мы остановились на пустой электростанции. Мы хотели с помощью освещения создать атмосферу влажного инкубатора».
Для номинанта на премию «Оскар», оператора-постановщика Хойте Ван Хойтема (ИНТЕРСТЕЛЛАР) это был уже второй фильм о путешествии в космос. «Хойте сразу взял бразды правления в свои руки, – говорит Грэй. – И я был очень благодарен ему, потому что было много технических моментов, с которыми он уже работал на съемках фильма ИНТЕРСТЕЛЛАР, а я их вообще не знал, например, как снимать невесомость, съемки на горизонтальных и вертикальных декорациях, как все это делать по-настоящему эффективно и эффектно. У него есть команда, с которой он постоянно работает, и они с большим энтузиазмом относятся и к нему, и к фильму. Это прекрасные люди».
Интересный факт: К ЗВЕЗДАМ снимали на кинопленку, а не на цифровые камеры. Художник-постановщик Кевин Томпсон признается, что ему кажется, что это решение очень помогло при передаче атмосферы различных планет. «На пленке можно передать гораздо больше образности, и сохраняются детали, которые невозможно передать при съемке цифровой камерой. Центр связи на Марсе, зал с куполом и Shunga Parlor приобрели очень атмосферный оранжево-серый, слегка затуманенный свет, словно там влажно и сыро».
«Когда речь идет о костюмах для научно-фантастического фильма, – рассказывает Грэй, – это всегда большая проблема, потому что одежда мгновенно устаревает, независимо от количества и моделей молний и карманов. Я искал художника, который обычно не работает в научно-фантастических фильмах и абсолютно далек от этой темы». Таким человеком стал Альберт Вольски, обладатель двух премий «Оскар» (ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ, БАГСИ) и пяти номинаций на премию Академии.
Одна из просьб режиссера заключалась в том, чтобы скафандры были максимально похожи на костюмы команды «Аполлона», поэтому они так отличаются от того, что показывают в современных фильмах, где все полностью придумано. «Мы сделали костюмы, очень похожие на оригинальные, которые весили почти 15 кг, − говорит Вольски. − Мы уменьшили вес вдвое и при этом сохранили аутентичный вид. Скафандры имеют систему охлаждения, изготовлены из эластичного материала, реагирующего на изменение давления, и, конечно, оборудованы компьютером. Внутри скафандра существует свой собственный мир. В наших костюмах действительно установлена такая же система охлаждения, как в скафандрах, иначе актеры просто умрут от жары».
Грэй добавляет: «Мне особенно нравится, что они всегда органичны, их просто не замечаешь. Люди носят то, что они должны носить, а в научно-фантастическом фильме это непросто».
Невозможно снять хороший научно-фантастический фильм без реальной информации от специалистов. За помощью создатели фильма обратились в НАСА, а также другие космические агентства. Бывший астронавт Гарретт Райзман, который дважды летал на шаттлах на МКС (2008, 2010 годы), стал для Джеймса Грэя одним из первых источников информации о полетах в космос. Хотя присутствовал он на съемках только тех сцен, где особенно были нужны его знания и ценный опыт, он также помогал Грэю во время работы над сценарием. Много интересного рассказал и специалист по аэрокосмической технике Роберт Йоуэлл, который 30 лет работал в космической программе, начав в 1989 году в качестве инженера НАСА.
Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram
27.09.2019 Автор: Артур Чачелов
Источник: Двадцатый Век Фокс СНГ