top banner

Где и как снимали фильм «Кольская сверхглубокая»

Локации, декорации, грим и спецэффекты

Советский Союз оставил после себя богатое наследие не только в виде многочисленных памятников Ленину на городских площадях, но и в обилии тайн и загадок, так или иначе связанных с прошлым нашей страны. На многих страницах истории все еще стоит гриф «Секретно», создающий вокруг них почти мифический ореол. Одна из этих страниц посвящена Кольской экспериментальной сверхглубокой опорной скважине (СГ-3), вошедшей в Книгу рекордов Гиннеса как самое глубокое вторжение человека в земную кору.

Бурение на объекте, расположенном в Мурманской области, началось еще в начале 70-х, но широкую известность скважина получила гораздо позже. В конце 80-х годов западные СМИ растиражировали новость о том, что на рекордной глубине советскими буровиками были зафиксированы звуки, напоминающие стоны и крики тысяч людей. Тогда-то и родилась легенда о вратах в ад, до которых в буквальном смысле пробурили Советы. 

Эта легенда дожила до наших дней и даже успела оставить свой след в культуре. А несколько лет назад на Кольскую скважину обратили внимание отечественные кинематографисты. Идея картины изначально принадлежит сценаристу Виктору Бондарюку. Своей задумкой он поделился с продюсером Сергеем Торчилиным, и тот с головой погрузился в изучение документов и публикаций о Кольской, а затем и отправился к тем самым местам. 

Проведя колоссальную исследовательскую работу и заручившись поддержкой специалистов по самым различным областям (от историков, инженеров и врачей до военных и даже представителей спецслужб), авторы фильма приступили к написанию сценария. Когда итоговый вариант был уже практически готов, проект обрел своего режиссера. Им стал Арсений Сюхин, впечатливший продюсеров своими короткометражными работами. Сергей Торчилин и его коллеги оценили умение Арсения выстраивать кадр, работать с актерами и окружением, добиваясь требуемого саспенса. Эти навыки и стали решающими аргументами в пользу утверждения Сюхина режиссером-постановщиком КОЛЬСКОЙ СВЕРХГЛУБОКОЙ

Следующим важным этапом стал подбор актерского состава и особенно поиски главной героини − эпидемиолога Анны. Обойдя на пробах всех остальных претенденток, коих было несколько десятков, роль в итоге получила сербская актриса Милена Радулович. Российскому зрителю Милена уже знакома благодаря лентам БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ

Персонаж Милены − ученый-эпидемиолог, но на долю актрисы пришлось немало трюковых сцен, что потребовало от нее соответствующей физической подготовки. По словам самой Радулович, все трюки многократно отрабатывались ею под присмотром профессиональных каскадеров, но это все равно не позволило избежать форс-мажоров и небольших производственных травм. Два месяца Милена уделила работе и над своим произношением. Подтягивая русский язык, актриса успела выучить весь сценарий за месяц до начала съемок, что позволило ей лучше прочувствовать и вжиться в роль. Авторы ленты не стали менять национальность героини и привлекать к переозвучиванию другую актрису, так что в фильме можно услышать голос Милены Радулович. 

Важной задачей для всей съемочной группы было воссоздание облика эпохи 80-х. По словам продюсером, каждый кадр фильма должен был быть пропитан духом того времени. Команда художников под руководством Марселя Калмагамбетова провела скрупулезную работу над костюмами героев, декорациями и их наполнением − чтобы ни одна деталь не выбивалась из общей картинки и не разрушала целостности иллюзии. 

Для поиска изобразительных решений ленты был приглашен оператор Гайк Киракосян. Свою карьеру он начинал в СССР, снимал фильмы в России и Армении, а в последние годы работает в Турции. На его счету десятки полнометражных и короткометражных художественных и документальных лент, несколько кинонаград и призов кинофестивалей. 

Оператор со своей командой серьезно подошел к визуальному воплощению 80-х на экране. Поначалу он обдумывал возможность использования технологии киносъемки того периода – на кинопленке с полным фотохимическим процессом ее проявления и с использованием оптики и камеры того периода. Однако в результате было принято решение снимать современной цифровой камерой, но с использованием оптики советского производства того периода. «Любые оптические приспособления создают иллюзию реалистичности, – рассказывает Гайк Киракосян. – Оптика той эпохи, особенно советского производства, обладает очень своеобразной передачей контраста и пространства. Это и определенная мягкость, и специфическое преломление перспективы, и пониженный контраст изображения. К тому же мы остановили выбор на использовании анаморфотной оптики. Она позволяла создавать изображение, скажем так, фактуры той эпохи. В то же самое время специфический формат кадра 2.4:1 прекрасно подходил как для формирования пространства нашего научного модуля, так и для гибкого развода мизансцен с большой группой актеров в тесном пространстве».

Авторы КОЛЬСКОЙ постарались по минимуму прибегать к использованию компьютерной графики, отдав предпочтение практическим эффектам и аниматронике. По мнению продюсера Сергея Торчилина, культовые фильмы 80-х и ранних 90-х, как, например, ЧУЖИЕ или ТЕРМИНАТОР, до сих пор не растеряли своей зрительской привлекательности не в последнюю очередь благодаря упору на аналоговые, а не цифровые эффекты. Этого же вектора придерживались и создатели КОЛЬСКОЙ СВЕРХГЛУБОКОЙ. За физические эффекты и пластический грим на съемках отвечали мастера студии Galaxy Effects, ранее приложившие руку к созданию таких лент, как ПРИТЯЖЕНИЕ, Т-34 и ВРАТАРЬ ГАЛАКТИКИ.

Часть сцен было решено отснять на натуре. Для этого съемочная бригада отправилась в Мурманскую область, чтобы работать в непосредственной близости от мест, в которых по сюжету разворачиваются события «Кольской сверхглубокой». Одной из съемочных локаций стала действующая шахта. Съемки велись на руднике «Северный» в городе Заполярном, при этом работа самой шахты в это время не прекращалась. Съемки велись на одном из первых подземных уровней на глубине в 200 метров, но даже здесь были слышны отголоски взрывов, доносившихся из толщи пород. Своеобразным посредником между съемочным павильоном и съемками на натуре стала конструкция лифта, которую кинематографисты привезли с собой на Кольский полуостров. Перед ними стояла сложная задача − интегрировать лифт в реальный интерьер так, чтобы у зрителя не осталось сомнений в том, что все увиденное им на экране является частью одного целого.  

Хотя в действительности диаметр реальной Кольской скважины на поверхности не превышает и метра, фантазия сценаристов в итоге превратила Кольскую сверхглубокую в масштабный секретный объект, ставший полигоном для захватывающих событий. Целью же остальной съемочной команды было наиболее убедительно воплотить мистическую историю в жизнь. 

Авторы КОЛЬСКОЙ СВЕРХГЛУБОКОЙ не скрывают, что вдохновлялись классикой жанра, будь то ЧУЖОЙ или НЕЧТО, сравнения с которыми неизбежны ввиду их фундаментальности. В то же самое время кинематографисты уверены, что их картина — это не очередной триллер на один вечер, а продуманная и многоуровневая история, наполненная яркими и живыми персонажами. И ключевые мотивы здесь − непростые моральные дилеммы, выбор и решения, принимаемые человеком в критических ситуациях. 

Еще больше новостей в нашем официальном канале в Telegram

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram


04.11.2020 Автор: Артур Чачелов

Источник: «Вольга»

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее