top banner

Увидеть неснятое: превизуализация в кинопроизводстве

Главное о важнейшем процессе съемок кино

Съемки фильма – увлекательный и вместе с этим невероятно сложный творческий процесс, активизирующий сотни, а порой тысячи специалистов. Помимо этого, кинопроизводство – крайне затратное мероприятие, отнимающее массу времени и сил. Чтобы съемочный период не превратился в кошмар, необходимо уделить пристальное внимание планированию. Уже на подготовительной стадии режиссер и продюсеры должны определиться с визуальным решением картины. Для этого рисуются эскизы, делается раскадровка, а теперь еще и создаются трехмерные превизы, которые представляют собой, грубо говоря, более совершенный вариант раскадровки. 

В первой половине 30-х Уолт Дисней принимает решение об обязательной подготовке покадрового плана для всех своих мультипликационных проектов. Это было мудрое решение с учетом жесточайшего экономического кризиса, когда стоимость производства кино существенно возросла. В Disney взяли на вооружение форму планирования, придуманную своим же мультипликатором Вебом Смитом. Постепенно этот опыт перенесли и в игровое кино. Одним из первых художественных фильмов, удостоенных полной, а не выборочной раскадровки, стали УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ (1939). Проработкой каждого плана легендарной картины занимался художник-постановщик Уильям Кэмерон Мензиес.

Раскадровки быстро прижились и стали неотъемлемой частью кинопроцесса, так как позволили кинематографистам уже на подготовительной стадии находить ответы на многие важные вопросы. Кто и что будет в кадре? С какого ракурса и с какой крупностью снять сцену, чтобы она получилась выразительной? В каком направлении будут двигаться камера и герои? На площадке, помимо режиссера, раскадровкой руководствовались оператор, декораторы, осветители и специалисты по спецэффектам. Эти простые рисунки со стрелочками и комментариями позволяли лучше контролировать художественную составляющую проекта, а значит, и эффективнее расходовать средства, что было особенно важно с учетом ослабевшего из-за кризиса инвестиционного потока.

На внедрении в производство простой раскадровки студия Disney не остановилась. В скором времени появились так называемые «ролики Leica», которые представляли собой отснятую на кинокамеру Leica (отсюда и название) раскадровку, которую монтировали со звуковым сопровождением. При просмотре таких роликов создатели видели статические изображения, сменявшие друг друга под музыку, словно кадры игрового фильма. В 70-е годы данная техника получит другое название – «аниматики», но эволюционировала она из Leica-роликов.

Джордж Лукас приступил к съемкам ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН в середине 70-х, не упустив момента внедрить несколько недорогих техник планирования. Процесс возглавила открытая Лукасом студия Industrial Light & Magic. Художники не только готовили раскадровку, трансформируя рисунки в аниматики, но и использовали в качестве образцов смонтированные фрагменты воздушного боя из голливудских картин прошлых лет, чтобы специалисты по спецэффектам при работе над эпизодами имели четкие ориентиры.

При создании фильма компьютер был впервые опробован в первой половине 70-х, но только к середине 90-х цифровые технологии застолбили за собой место в производственной цепи. Компьютерная графика дала ответы на многие творческие вопросы, оказавшись невероятно эффективным инструментом. Цифровые технологии оказали влияние на все без исключения этапы производства фильма.

Разумеется, подготовительная стадия также не осталась в стороне от компьютерной графики. Помимо традиционной раскадровки кинематографисты начали планировать сложные сцены с визуальными и физическими эффектами средствами компьютерной анимации. Трехмерная графика и виртуальная камера дают гораздо больше свободы и точнее воссоздают кинопространство, чем статичные рисунки, двухмерный аниматик или видеоматик с куклами. Формально первым превизом – 3D-аниматиком, созданным в трехмерном редакторе, – стала крохотная сцена к фильму ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ 5 (1988). Примитивную модель звездолета «Энтерпрайз» построила и анимировала в 3D-редакторе Swivel аниматор Линда Вейман.

Джеймс Кэмерон, работая над БЕЗДНОЙ (1989), также не отказал себе в удовольствии опробовать планирование сцены на компьютере. Для этого на проект пригласили создателя компьютерной игры «Колония» Дэвида Смита, который визуализировал модель буровой платформы в графике, прежде чем был построен ее миниатюрный вариант.

Шпионский триллер МИССИЯ: НЕВЫПОЛНИМА (1996) стал первым фильмом с целиком превизуализированным эпизодом. Речь идет о финальных сценах с вертолетом и поездом. Примечательно, что одобрение на съемку столь дорогостоящей сцены было получено кинематографистами после просмотра руководством Paramount 3D-аниматика.

В 1995-м художник по компьютерной графике Колин Грин открывает студию Pixel Liberation Front, которая выходит на рынок в качестве компании, специализирующейся на создании превизов. К этому решению он пришел после создания трехмерных аниматиков для комикса СУДЬЯ ДРЕДД (1995). Pixel Liberation Front оставалась одной из самых заметных студий в этой нише до нулевых, пока не проиграла в конкурентной борьбе The Third Floor (МСТИТЕЛИ, ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 3).

В трехмерном аниматике специалисты учитывают предполагаемую для съемки оптику, продолжительность сцены, освещение и много внимания уделяют композиции кадра и выстраиванию мизансцен. При этом превизы создаются в сотрудничестве с художественным отделом, который выдает всю необходимую информацию об окружении и персонажах в виде концептов. Также трехмерщики берут во внимание раскадровку. Разумеется, трехмерный аниматик – это всего лишь черновой вариант, некий план сцены, на площадке режиссер и оператор могут внести в него изменения, но, как показывает практика, расхождения с превизами в голливудских фильмах минимальные, особенно если снимается сложная сцена, где предполагается совмещение с компьютерной анимацией.

Виртуальное производство (simulcam) ориентировано на проекты с большими объемами компьютерной графики, когда некоторые сцены полностью генерируются машинами или же в кадре из реальных объектов присутствуют только актеры. Популяризатором технологии стал АВАТАР Джеймса Кэмерона. Прототип же системы был разработан Робом Легато для картины АВИАТОР Мартина Скорсезе.

Simulcam, или симулятор камеры – это следующая ступень превизуализации, которая позволяет режиссеру в режиме реального времени видеть в одном кадре актеров, взаимодействующих с анимированными героями либо с цифровой средой или с тем и другим вместе.

Получаемые кадры имеют черновое качество графики, как в играх начала 90-х, но все это компенсируется оперативностью технологии и уровнем контроля. Дело в том, что финальная графика затем будет просчитываться месяцами в студиях, ведь просчет по-прежнему отнимает уйму времени, а здесь же главное – прикинуть, как все это будет смотреться, выбрать наиболее удачные ракурсы, композицию и т.д. Симулятор камеры справляется с этой задачей безукоризненно.

В отечественном кино система виртуализации была опробована на фэнтези ОН – ДРАКОН и фильме-катастрофе ЭКИПАЖ. Технологию развивает студия эффектов CG Factory.

Амбициозный замысел требует тщательно готовиться к его воплощению. Самым скрупулезным и требовательным режиссером в этом отношении был Альфред Хичкок, который настолько подробно визуализировал фильм на начальном этапе, делая детальные раскадровки и планируя движения камеры, что сами съемки превращались в нудную работу по их реализации. Тем не менее столь щепетильный подход позволял великому режиссеру донести свое видение до всех участников съемочного процесса, а ведь это один из ключей к успешному завершению проекта.


25.09.2016 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Больше 50% россиян пользуются подпиской на онлайн-кинотеатры
Подробнее