top banner

От «Челюстей» до «Синей бездны»: как снимают фильмы с гигантскими акулами

Спецэффекты и аниматики

На российские экраны вышла СИНЯЯ БЕЗДНА – фильм о выживании среди про акул, предпочитающих на обед людей. По этому поводу мы решили вспомнить три примечательных фильма про акул и рассказать о том, как их снимали.   

1975 год: ЧЕЛЮСТИ

Адаптация новеллы Питера Бенчли была и остается самым знаменитым фильмом об акуле в истории кино. ЧЕЛЮСТИ, с учетом выпавших на долю проекта трудностей, могли похоронить карьеру малоизвестного на тот момент режиссера Стивена Спилберга, но в итоге послужили отправной точкой для написания самой впечатляющей творческой биографии второй половины XX века. Все принятые кинематографистами решения на берегу обернулись производственным кошмаром, но феноменальным итоговым результатом судьба вернула всем участникам должок. Впоследствии на экраны вышло несколько продолжений, но внимания заслуживает, пожалуй, только первая картина. 

Для съемок фильма под руководством художника Боба Мэтти были изготовлены три механизированные модели кукол. Но по иронии судьбы ни одна из них не функционировала так, как этого хотел режиссер. Решение снимать не в бассейне, а в открытом море принесло массу трудностей и сильно затруднило производство. Так, платформа с двумя муляжами акул в какой-то момент просто пошла ко дну и для ее спасения пришлось подключать водолазов. Из-за морской воды пневматические шланги макетов быстро засорялись, металлическая рама ржавела, а кожа бутафории впитывала жидкость и раздувалась. Вдобавок ко всему муляжи застревали в водорослях, а в кадр то и дело попадали отдыхающие на лодках. Основная кукла приводилась в движение 14 операторами, и каждая перестановка камеры превращалась в сущий ад. В итоге съемки растянулись на 159 дней вместо запланированных 53.

Но нет худа без добра. Спилберг вынужденно внес изменения в сценарий, показав неуклюжую куклу лишь в третьем акте картины. В первых двух зрителю демонстрировали только плавник или кадры, снятые субъективной камерой. Такой хичкоковский подход с нагнетанием саспенса и демонстрацией ужаса преимущественно за кадром придал ЧЕЛЮСТЯМ особый шарм, сделав их классикой «акульего хоррора».

1999 год: ГЛУБОКОЕ СИНЕЕ МОРЕ

Этот фильм Ренни Харлина представляет собой типичный образец кровавого киноаттракциона, поставленного по не слишком оригинальному сценарию, но сделанного, что называется, «с огоньком». Высот ЧЕЛЮСТЕЙ создатели не достигли, но развлекли публику расчлененкой и литрами бутафорской крови. Главных героев истории – генетически модифицированных акул – делали как по старинке, с помощью аниматронных кукол, так и с помощью компьютерных моделей.

Во всех кадрах, где герои контактируют с животными, зрителю показывают аниматронные муляжи, изготовленные компанией Edge Innovations, работавшей когда-то над фильмами АНАКОНДА и ОСВОБОДИТЕ ВИЛЛИ.  И стоит признать, что за двадцать с лишним лет, прошедших с премьеры ЧЕЛЮСТЕЙ, технологии шагнули далеко вперед. Эти куклы уже не выглядели неуклюже, превратившись в сложные дистанционно управляемые изделия.

В самых кровавых кадрах, когда твари разрывали людей на части, роль жертв изображают цифровые дублеры каскадеров, а охотниками выступали анимированные на компьютере создания. Хищниц создавали трехмерщики студии ILM, супервазйером визуальных эффектов стал Джеффри Э. Окун.

2016 год: ОТМЕЛЬ

Триллер ОТМЕЛЬ – фактически это технологический брат-близнец СИНЕЙ БЕЗДНЫ. Нет сомнения, если бы Спилбергу в 70-е годы были доступны современные технологии, он бы снимал кино в том же ключе. Впрочем, снимать на натуре создатели ОТМЕЛИ не захотели: на песчаной косе они отсняли только открывающие сцены, а затем переместились в водный павильон с огромным хромакеем. Живописный пейзаж дорисовывался графически, так же поступили и с безжалостной акулой. Интересно, что всю работу здесь выполнили матера малоизвестных студий Oblique VFX, Important Looking Pirates и Spin VFX. 

Впечатляющими кадрами с акулой занимались трехмерщики шведской студии Important Looking Pirates. В фильме есть несколько эпизодов, когда в кадре нет ничего настоящего, все полностью создано на компьютере. Однако по-настоящему впечатляют эпизоды совмещения съемочного материала и графики. К таковым относится сцена гибели акулы. Актрису тянули на тросе под водой на фоне синего хромакея, перекрывавшего один из бортов бассейна. Впоследствии трехмерщики создали подводный ландашфт и добавили в эти кадры акулу, налетавшую на остов металлической конструкции. Подобная анимация, симуляция и визуализация заслуживают самых высоких оценок. 

Зритель и кинокритики положительно приняли ОТМЕЛЬ, отметив крепкую режиссуру, прекрасную актерскую игру и, разумеется, убедительные визуальные эффекты. Похоже, что перед СИНЕЙ БЕЗДНОЙ открываются похожие перспективы.

 


02.07.2017 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Минкультуры хочет увидеть больше семейных патриотических фильмов в кинотеатрах
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
В Москве прошла светская премьера фильма «Шпион на всю голову»
Подробнее
Международный фестиваль фильмов для детей и юношества «Герой» представил шорт-лист и гостей форума
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках мая
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Больше 50% россиян пользуются подпиской на онлайн-кинотеатры
Подробнее