top banner

Новая сказка Ренаты

Такая разная Рената Литвинова

В наши дни никто не удивляется, когда звезды шоу-бизнеса выходят за рамки своей непосредственной профессиональной деятельности. Певцы начинают писать книжки, телеведущие – учить граждан торговать ценными бумагами, музыкальные критики берут в руки инструменты и микрофоны... Но бывает и так, что один человек находится в стадии перманентного перевоплощения. И ярчайший тому пример – эпатажная и неординарная Рената Литвинова. Эта удивительная женщина уже успела попробовать себя в качестве сценариста, актрисы, режиссера, продюсера, дизайнера, фотомодели, и похоже, что на этом она не собирается останавливаться. Свое имя любимица столичной богемы зарегистрировала как товарный знак. Теперь латинскими буквами R и L белого цвета на черном фоне и подписью «Рената Литвинова» кириллицей и латиницей могут быть маркированы пищевая продукция, медицинские средства, украшения, текстильные изделия, канцелярские принадлежности, мебель, алкогольные напитки (за исключением пива), образовательные услуги и т.д. Широта интересов, откровенность высказываемых мыслей и, конечно, таинственная женская красота – вот главные козыри Ренаты Литвиновой, о которой мы с огромным уважением и поговорим накануне премьеры ее нового фильма ПОСЛЕДНЯЯ СКАЗКА РИТЫ.

Изначально материал был опубликован в электронной рассылке "БК" № 40 (453) за 12.10.2012.

Она с одинаковой аккуратностью и исключительной серьезностью относится к тому, что говорит и во что одета. Ее не назовешь беззащитной, но очевидно, что многим хочется ее опекать. Она старается делать то, что хочет, и такая возможность для человека ее мировоззрения – лучший подарок судьбы. Родившуюся в семье врачей и названную в честь дяди Ренату с самого раннего детства приучали к кино. Мама водила дочь на вечерние сеансы, а чтобы той не было скучно на взрослых фильмах, покупала ей яблоки. Флюиды киномании оказались заразительны, и короткое время спустя кинопросмотры стали излюбленным занятием девочки.

«Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком».

В детстве Литвинова много читала, причем все подряд. Ну а больше всего любила Гоголя и мамину «Большую медицинскую энциклопедию».

«Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например, «Шизофренический бред»... Вот все это я обожала изучать».

Будучи десятиклассницей, Рената решила, что поступать надо во ВГИК на сценарный факультет. Во-первых, институт находился недалеко от дома, а во-вторых, уже в школе девушка начала писать. Сдача экзаменов прошла без каких-либо трудностей, и Литвинову зачислили на курс Исая Константиновича Кузнецова.

«Рената была красавица, – вспоминал Кузнецов. – Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все ее манеры  кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться».

Оригинальность студентки проявлялась и в бескомпромиссных и резких суждениях в адрес сокурсников, и в дипломной работе, которая называлась «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». Однако защита прошла не столь гладко, и диплом пришлось дорабатывать. Зато повезло с последующей стажировкой в творческом объединении Сергея Соловьева «Круг», где появились ее первые сценарии «Нелюбовь» и «Трактористы 2», которые почти сразу же были запущены в работу. Одновременно с этим начала проявляться и богемная сущность Литвиновой. Ею стали интересоваться журналисты, а глянцевые издания напечатали первые статьи, посвященные новому таланту. Именно тогда Рената надела свою знаменитую маску Марлен Дитрих как своеобразную защиту индивидуальности.

Немного заскучав на сценарной стезе, девушка занялась литературой и написала повесть «Третий путь», с которой известный клипмейкер Юрий Грымов начал свою карьеру в большом кино. Правда, разбавление эмоционального женского взгляда на вещи холодным мужским интеллектом существенно изменило оригинальное произведение. Получившийся в итоге фильм МУЖСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ довольно быстро забыли, а вот про Литвинову стали говорить еще чаще.

Ее дипломной работой заинтересовалась Кира Муратова, пригласившая девушку на пробы. После нескольких неудач подходящая роль была найдена, и УВЛЕЧЕНЬЯ (1994) стали ее актерским дебютом.

«Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать самой Кире – это было невозможно».

По окончании съемок новоиспеченная актриса написала для Муратовой несколько криминальных новелл, после которых у автора даже стали подозревать маниакальные наклонности. Использовав еще несколько произведений других писателей, режиссер сняла картину ТРИ ИСТОРИИ, где для Литвиновой тоже нашлась роль. Но все это выглядело как завоевание плацдармов, а был необходим прорыв. Им стала повесть «Обладать и принадлежать», которая легла в основу картины Валерия Тодоровского СТРАНА ГЛУХИХ (1998). К фильму приклеился ярлык «базис возрождающегося национального кинематографа», а его авторы прочно осели на государственных телеканалах.

Побывав в роли комментатора на телепроекте Леонида Парфенова о современной истории и снявшись в нескольких рекламных роликах, Рената получила приглашение сыграть медсестру в сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман», в 2002 году удостоенном Государственной премии РФ. Тогда же вышла картина НЕБО. САМОЛЕТ. ДЕВУШКА, своеобразный римейк ставшего классикой советского фильма ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ (1967) с Татьяной Дорониной в главной роли. Литвинова была актрисой, сценаристом и продюсером дебютной ленты режиссера Веры Сторожевой. После таких подвигов культовый статус кинодивы сомнению уже не подлежал, а последующие фильмы – БОГИНЯ. КАК Я ПОЛЮБИЛА, МНЕ НЕ БОЛЬНО, ЖЕСТОКОСТЬ, GENERATION П – лишь закрепляли его. Хотя сама Литвинова не всегда была в восторге от своей славы.

«Мне нужно какое-то время, чтобы я принадлежала сама себе. Превращаться в популярную актрису мне не хочется. И моя профессия, и я сама предполагают какой-то момент уединения. Уединения с людьми, которых я люблю, на которых у меня ввиду занятости физически не хватает времени».

18 октября в прокат выйдет новая работа Ренаты Литвиновой ПОСЛЕДНЯЯ СКАЗКА РИТЫ, о которой она говорит следующее: «Этот фильм забрал два года жизни. Снят он был принципиально независимым ни от каких продюсеров, на свои деньги. Изначальный сценарий переписывался в процессе и под актеров, и под бюджет, и я признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества. Но при условии абсолютной творческой свободы, которой я обладала. Моя роль – это некое мифологическое существо в современных условиях, которое именно подделывается под человека: пытается общаться, выпивать в компаниях, но главная ее задача – собирать красивые души и сопровождать их в последний путь. По жанру это сказка в условиях сегодняшнего города, но для меня это быль – я в такие «расклады» абсолютно верю. За всеми есть досмотр в высшем смысле – если смерть уважает человека, она его всегда предупреждает заранее».

Вот такой авторский взгляд на одну из загадок бытия. После него волей-неволей хочется понять, о чем же еще думает столь экзальтированная и утонченная женщина. Приведем некоторые цитаты.

О женщинах

«Они, как перламутр, переливаются всеми гранями. Женщина должна будоражить мужчину, создавать ему интересное времяпрепровождение, украшать жизнь. Но ей нужно обязательно делать свою жизнь, отдельную от семейной, заниматься собственной карьерой. У нее должно быть что-то свое, иначе мужчине с ней скучно».

О любимом времени года

«Мне нравится осень, когда непременно идет дождь, стоят мокрые голые статуи и к ним непременно прилипают черные листья, и на не вымощенной земле, обычной, натуральной, лежат уже темно-желтые листья и прикрывают грязь».

О себе

«Смотрела недавно на свои фотографии и думала: «Надо же! Как я красиво старею!»

О выходных

«Я не люблю выходные. Только настроишься посидеть возле камина с чашечкой кофе в кресле-качалке… И тут – бац! Выясняется, что у тебя нет ни камина, ни кофе, ни кресла-качалки».

О любви и влюбленности

«Влюбленность – это потрясающе, ты можешь испытывать ее бесконечно много раз. А любовь – нет. Иногда она совсем далека от чувственности, совсем-совсем. Это какой-то удар ножом в сердце и вечная боль. Ты ходишь с ножом в сердце годы, и это называется любовью. А как его вынешь? Он же не вынимается, этот нож, воткнутый в сердце. Пока сам не растворится. Но даже и тогда металл останется, не забудется. Любовь – это большие-большие раны».

О смысле жизни

«Вот если говорить о смысле жизни, который, кстати, каждый назначает себе сам, то, на мой взгляд, тут все очень просто: надо найти того, кого ты сможешь полюбить по-настоящему и кому сможешь отдать всего себя. Я убеждена: без любви человек никто. Ну пусть она не взаимна. Пусть! Конечно, это больно. Кто сказал, что любовь – это только удовольствие? Конечно, в ней есть моменты эйфории, блаженства, но одновременно это боль, которая с тобой всегда. Зато тебе дано увидеть что-то. Невозможно это расшифровать. Нет у меня первой, второй, третьей любви. Мне кажется, она может быть единственной, невозможно любить много раз».

Рената Литвинова сделала себя сама. Если бы она жила в Америке, то могла бы стать Мадонной. Если бы в России было сильное феминистское движение, Литвинова стала бы его символом. Ну а пока она сценарист, актриса, режиссер, продюсер, дизайнер, фотомодель и, что самое важное, уникальная талантливая женщина и заботливая мать.

При подготовке текста были использованы материалы,
опубликованные на сайтах

www.interfax.ruwww.paparazzi.ru,
http://showtime.delfi.lvwww.inpearls.ru,
www.uznayvse.ruhttp://litvinovarenata.livejournal.com/


07.12.2012 Автор: Семен Брожитов

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
«Рай под ногами матерей» стал самым кассовым релизом ограниченного проката в России
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Майор Гром: Игра» обгоняет «Сто лет тому вперед»
Подробнее
Стали известны лауреаты второй профессиональной премии Гильдии кастинг-директоров
Подробнее
Фрэнсис Форд Коппола осудил голливудскую студийную систему
Подробнее
Касса четверга: «Министерство неджентльменских дел» стало лидером проката
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Министерство неджентльменских дел» ожидаемо первое
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 13–19 мая 2024 года
Подробнее
Андрей Бегунов покинул должность генерального директора «Киностудии КИТ»
Подробнее
Кинофестиваль в Торонто запустит официальный кинорынок c 2026 года
Подробнее
В Москве состоялась светская премьера сериала «Красные линии»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Министерство неджентльменских дел» уверенно заняло первое место
Подробнее
Главе «Телеспорта» может грозить до десяти лет лишения свободы
Подробнее
ИРИ объявил номинантов III Национальной премии интернет-контента
Подробнее
Фонд кино начал прием заявок на поддержку производства фильмов для детской и семейной аудитории
Подробнее
Санкт-Петербургский международный контент-форум объявил состав участников
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее