top banner

Ситора Алиева: «Основной стартовой площадкой для немейнстримных игровых фильмов остаются кинофестивали, предлагающие зрителю главное – экспертную оценку»

Автор: Юлия Шампорова

20 октября 2023

БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России

Что такое российское авторское кино в нынешней ситуации турбулентности и абсолютной непредсказуемости? Реально ли привлечь отечественного зрителя на просмотр такого кино в кинотеатры? Или это невозможно и лучше прокатывать арт-кино сразу онлайн? Какие меры поддержки требуются продюсерам, режиссерам и кинотеатрам, которые занимаются арт-кино и арт-мейнстримом? БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России.

Главный редактор БК Юлия Шампорова побеседовала с программным директором секции полнометражных дебютов фестиваля «Короче» Ситорой Алиевой для того, чтобы понять, что нужно предпринять, чтобы российское арт-кино обрело зрителя и прокатчика.

Авторскому кино всегда было сложно пробиться в кинотеатры, а после пандемии стало еще сложнее. Здесь и рост цен на билеты (в некоторых странах – до 40 процентов), и общее снижение интереса (во Франции, одной из самых синефильских стран, «неблокбастеры» смотрят люди 50–70 лет), и крайне ограниченные рекламные бюджеты независимого кино. Поэтому основной стартовой и рекламной площадкой для необычных и немейнстримных игровых фильмов, для эксперимента и документалистики, для короткого метра были и остаются кинофестивали, предлагающие зрителю главное – экспертную оценку.

Фестивалей сейчас едва ли не больше, чем фильмов, конкуренция идет достаточно жесткая: на самом крупном сайте – агрегаторе фестивалей есть информация о почти десяти тысячах самых разных смотров (но надо учесть, что там есть и «мертвые души»).  Свои кинопоказы проводят не только синематеки или киноинституции, но и университеты, музеи (для музеев современного искусства свой кинозал и лекторий – обязательная часть экспозиции). А уже свой обычный кинофестиваль есть практически в любом населенном пункте планеты. Есть классические, которые проводятся в течение недели-двух в одном городе, а есть кочующие или растянутые на несколько месяцев. Есть тематические, есть смешанные…

Но у этого разнообразия есть и обратная сторона – не все фестивали одинаково полезны. Несколько раз мы сталкивались с ситуацией, когда смотры просто не сообщали авторам о том, что их фильм отобран, и показывали в зале просмотровку. Также есть и обычные мошенники, когда создается сайт фейк-фестиваля, собираются деньги за прием заявок – и все! Причем суммы немалые: еще пять лет назад некий российский ноунейм-смотр требовал по две тысячи рублей за заявку.

В этом всем действительно сложно разобраться, и тут на помощь могут прийти фестивальные агентства; они могут помочь, например, с выбором смотров, подходящих конкретному фильму. Вообще же, стратегию продвижения и маркетинга фильма его создатели начинают разрабатывать еще на стадии препродакшна, до съемок.

Именно так мы работаем над своим проектом – докудрамой УЛЫБНИСЬ!, которая получила поддержку министерства культуры. В данный момент мы уже завершаем производство. Автор фильма – Марианна Киреева, режиссер, серьезный педагог, лауреат ТЭФИ, знаток архивного кино. Она нашла невероятно интересную историю о встрече Чарли Чаплина с советской делегацией, приехавшей перенимать опыт и грезившей построить свой Голливуд в Крыму; в ее составе был и кинорежиссер Фридрих Эрмлер. Его фильм ОБЛОМОК ИМПЕРИИ к тому моменту был показан в Голливуде, а Чарли Чаплин после показа подписал поздравительную телеграмму в адрес Эрмлера. А уже после личной встречи, в том числе под влиянием их многочасового разговора, великий Чаплин изменил финал своего фильма НОВЫЕ ВРЕМЕНА. Это исторический факт: изначальный, негативный финал сценария в своей книге приводит биограф Чаплина, Дэвид Робинсон.

Главный герой нашего фильма именно Фридрих Эрмлер. Имя Чарли Чаплина знает весь мир, а Эрмлера… за рубежом, понятно, завсегдатаи синематек, а в России – только специалисты по кино. И это парадоксально: ведь он снял и ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ (удостоенный в 1946 году Гран-при в Каннах в составе конкурсной программы советских кинофильмов), и НЕОКОНЧЕННУЮ ПОВЕСТЬ 1955 года с Сергеем Бондарчуком и Элиной Быстрицкой (ее до сих пор регулярно показывают по телевизору, лента есть во множестве подборок советского кино в онлайн-кинотеатрах).

Встреча Эрмлера и Чаплина – отправная точка нашего фильма и одновременно маркетинговый ход; мы отталкиваемся от одного гения и переводим сюжет к другому.  Поэтому очень хочется включить в нашу ленту тот самый финал НОВЫХ ВРЕМЕН, и сейчас мы ведем переговоры с обладателями прав.

УЛЫБНИСЬ! задумывался как документальный фильм, но сейчас его с полным правом можно считать экспериментальным: там есть не только фотографии, документы и хроника, но игровые эпизоды, и материалы художественных лент того исторического периода. И это такой огромный объем, который невозможно уместить в бюджет документальной ленты. С уже имеющимся материалом мы обратились в Start и получили деньги на завершение – формат, возможно, и не их, но идея понравилась. Таким образом, у нас уже есть платформа для показа – и подписчики этой платформы, которые узнают о фильме через сервис рекомендаций. А еще наш зритель – посетитель фестивалей и синематек, поэтому мы немало надежд возлагаем на фестивали.

Мы надеемся попасть на смотры архивного кино, на экспериментальные и документальные фестивали и, возможно, в специальные программы фестивалей игрового кино. Да, это очень нелегкая задача, но одна из магистральных тенденций последних лет – исчезновение граней между игровым и неигровым, доком или экспериментом, и наш фильм как раз попадает в это «между». Фестивали заинтересованы в новизне; возможно, в нашем случае это сработает. Ну и, конечно, присутствие в фильме Чарли Чаплина – очень привлекательный для зрителя момент, «замануха», и мы бы очень хотели попасть и на зарубежные смотры, это стало бы огромным подспорьем. Мы, конечно, не планируем собрать, как АВАТАР в кинотеатрах или ролик про котиков в Интернете, но хотим привлечь того зрителя, которому интересно будет узнать что-то новое и про Чаплина, и про Эрмлера.

Все интервью в рамках спецпроекта доступны по ссылке.

Фото: Анна Темерина

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Татьяна Голикова стала председателем совета Фонда кино
Подробнее
Названы победители XI премии АПКиТ
Подробнее
Александр Домогаров-младший снял свое имя с титров драмеди «Она такая классная»
Подробнее
«Дэдпул и Росомаха» может поставить рекорды еще на старте
Подробнее
Кинофестиваль «Пилот» объявил деловую программу
Подробнее
Добрый наш приятель против первых людей: итоги российского онлайн-проката в мае 2024 года
Подробнее
«МТС Медиа» создало отдельное юрлицо для производства контента
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 10–16 июня 2024 года
Подробнее
Предварительная касса четверга: в лидеры вырвался мультфильм «10 жизней»
Подробнее
Стали известны обладатели почетных «Оскаров» за 2024 год
Подробнее
Алексей Воронков: «Чтобы реализовать даже быстрые тактические решения «АВКШоу 2024», надо полгода»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 13–16 июня
Подробнее
Касса четверга: «10 жизней» возглавили прокат
Подробнее
Фестиваль сериалов «Пилот» представил жюри
Подробнее
Перезагрузка «Блэйда» лишилась еще одного режиссера
Подробнее
В Москве прошла XI церемония вручения премии АПКиТ
Подробнее