top banner

На «Кинотавре» не будет жюри кинопрокатчиков

Автор: Мария Позина

11 мая 2016

Особенности фестиваля 2016 года: изменения и новые тренды

10 мая состоялась пресс-конференция 27-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр». Киносмотр пройдет с 6 по 13 июня в Сочи. На мероприятии были объявлены программа основного конкурса и состав жюри, а также озвучены некоторые детали проведения главного российского киносмотра.

В своей вступительной речи президент ОРКФ «Кинотавр» Александр Роднянский подчеркнул, что главная задача фестиваля – дать возможность профессиональному сообществу оценить современное состояние российского кино как в авторском, так и в коммерческом сегменте. Он также озвучил состав жюри «Кинотавра», которое в этом году возглавит один из самых успешных российских режиссеров Николай Лебедев (ЭКИПАЖ, ЛЕГЕНДА №17), и поблагодарил Министерство культуры и Фонд содействия развитию современного искусства RuArts за финансовую поддержку, без которой фестиваль бы не состоялся.

Программный директор Ситора Алиева поделилась информацией, что в этом году отборщикам пришлось отсмотреть 75 фильмов, среди которых для участия в основном конкурсе были отобраны 14. Говоря о сюжетных тенденциях заявленных картин, Алиева охарактеризовала тематику конкурсантов емким выражением «Апокалипсис сегодня». Настроение большинства фильмов снова довольно пессимистичное: они рассказывают о разрушении базовых ценностей, о жестоком противостоянии героев с суровой действительностью, в котором они, как правило, проигрывают.

В конкурсе этого года оказалось рекордное число дебютов – 9. Кроме этого, в программе представлены две документальные ленты и пять картин, снятых женщинами-режиссерами. (Более подробно со списком участников конкурса можно ознакомиться в нашем материале).

Если феминизация в российском кино – явление уже не новое, и сам «Кинотавр» последние несколько лет продуктивно открывал женские имена в режиссуре (Бычкова, Меликян, Смирнова, Сторожева и т.д.), то столь пристальное внимание к документалистике в основном конкурсе вызывает как минимум интерес. Как объяснила программный директор, привлечение в конкурс документальных картин – это не только возможность расширить привычные рамки, но, и отчасти спасение от потока слабых игровых лент, большинство которых лишены авторской позиции, при этом отличаются банальностью и телевизионной картинкой. «Ощущение, что некоторые режиссеры с помощью фестиваля пытаются найти покупателей со стороны телеканалов», – посетовала Алиева. Стоит отметить, что аналогичные претензии были высказаны и в адрес фильмов короткого метра, которые, по словам Ситоры Алиевой, по своей форме и темпоритму больше напоминают «многосерийные сериалы телеканала «Россия». На этом фоне документальные ленты, отобранные в конкурс, ЧУЖАЯ РАБОТА и ГОД ЛИТЕРАТУРЫ, по мнению организаторов, выглядят намного актуальнее, показывая реальные драмы современных людей.

В связи с темой неигрового кино из зала прозвучал вопрос об участии в конкурсе новой работы Виталия Манского В ЛУЧАХ СОЛНЦА, рассказывающей о жизни в Северной Корее. В ответ Ситора Алиева призналась, что эта картина действительно рассматривалась отборщиками и даже получила приглашение, но окончательное решение по ней остается открытым. «Мы принимаем фильмы, которые полностью отвечают требованиям Министерства культуры. В настоящий момент мы ждем от создателей В ЛУЧАХ СОЛНЦА пакет соответствующих документов, позволяющих показать фильм на территории РФ», – пояснила ситуацию программный директор «Кинотавра».

Грядущий «Кинотавр» останется без уже традиционного жюри кинопрокатчиков. Как объяснил это решение Александр Роднянский, им просто не удалось подобрать соответствующий состав: все российские прокатные компании, работающие в сегменте отечественного кино, уже «были в обороте», а представители мейджорских студий просто физически не могут присутствовать на фестивале в течение всего срока. 

Претерпит серьезные изменения и деловая программа «Кинотавра». Так, формат круглых столов в этом году будет заменен на открытую дискуссию журнала «Искусство кино», где в разговорных поединках сразятся эксперты из различных сфер кинематографа: продюсеры, режиссеры, сценаристы и прокатчики. Отказались в этом году организаторы и от открытого питчинга, вместо которого пройдет «рынок проектов», на котором молодым авторам представится возможность тет-а-тет пообщаться с продюсерами и представителями прокатных компаний и представить им свои работы.

Также в рамках деловой программы пройдут три мастер-класса, посвященных сценарному мастерству, (как отметила Ситора Алиева, самому проблемному в российском современном кино), которые прочитают писатель Алексей Снегирев (финалист премии «Русский букер» и «Национальный бестселлер»), сценарист Николай Куликов (ЭКИПАЖ) и автор комедийных хитов ГОРЬКО и САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ Жора Крыжовников.

Помимо дирекции «Кинотавра» на конференции присутствовал один из участников конкурсной программы, известный театральный режиссер Кирилл Серебренников, представляющий свой фильм (М)УЧЕНИК. На вопрос журналистов о том, чего он ждет от участия в «Кинотавре» и в Каннском кинофестивале (его картина заявлена в программе «Особый взгляд»), постановщик ответил, что для него главное – донести свое кино до зрителей. «Фильмы снимаются не для соревнований, это же не скаковые лошади, которые должны друг друга обскакать», – заметил Серебренников.  

Под финал пресс-конференции Александр Роднянский объяснил необычные ки-арты 27-го фестиваля с изображением «товарища Сухова». По словам президента, в ближайшие годы они планируют посвящать постеры «Кинотавра» культовым российским и советским фильмам, и первым в этом списке оказался бессмертный хит Владимира Мотыля БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее

Новости по теме

На 32-м «Кинотавре» победу одержал фильм «Море волнуется раз»
Подробнее
Приз зрительского голосования «Кинотавра» получил фильм «Капитан Волконогов бежал»
Подробнее
ВШЭ заявила, что построит в России голливудскую систему подготовки кадров для киноиндустрии
Подробнее
На 32-м «Кинотавре» пройдет второй питчинг сериальных проектов
Подробнее
Комедия Алексея Камынина «Хандра» выйдет на HBO GO
Подробнее