top banner

Фестиваль «Маяк»: день второй

Автор: Максим Острый

7 октября 2024

Россия во всем ее разнообразии

НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ, реж. Рената Джало

Продюсер: Алексей Учитель

О чем. Россия, XVIII век. Перед зрителем проходит череда образов: крестьянин, мастерящий крылья подобно Икару, сестры-близнецы, одна из которых страдает от непонятной хвори, заезжие балаганные артисты и причитающие старухи. Урожай гибнет, на поле гниет покойник.  

Впечатления. НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ – кино не про историю и не про время, оно про пространство. Почти лишенное сюжета в привычном понимании слова, а следовательно – темпоральности, оно собрано как лоскутное одеяло. На каждом квадрате ткани здесь что-то происходит, и все эти квадраты не однородны по фактуре. Создатели фильма, режиссер Рената Джало и оператор Екатерина Смолина, решаются на сколь радикальный, столь и эффектный шаг: изо всех сил они создают насыщенное деталями и экспрессивно заполняющее кадр археологическое поле, которое, при всей своей незрительскости, на глазах начинает дышать – пускай зачастую в смраде и сенной пыли.   

ВЕЧНАЯ ЗИМА, реж. Николай Ларионов

Продюсеры: Максим Королев, Ольга Журавлева, Рубен Дишдишян, Владимир Проскуряков

О чем. В семье Владимира (Александр Робак) и Елены (Юлия Марченко) случилось несчастье – в уличной драке погиб их ребенок. Отец, сам учивший сына «постоять за себя», в гневе ищет виновных, мать в ступоре не знает, куда девать свое горе. Узы повсеместного насилия душат и не дают никому слова.    

Впечатления. Фильм Ларионова кажется простым, но эта простота дороже иной сложности, поскольку в ее центре то, для выражения чего никогда не хватит никаких слов, никаких жестов. Гибель ребенка – это самый страшный ночной кошмар, и Робак с Марченко блестяще переносят на пленку бездну, которая пожирает их героев изнутри. 

При этом фильм не хочет оставаться лишь психологической зарисовкой, он предлагает терапевтический комментарий; и как по-настоящему хорошая терапия, этот комментарий ненавязчив. Он также прост, но выбранный киноязык и сценарий позволяют придать этой простоте жизнь и объем. Одно насилие нельзя отменить другим, одна жестокость не исправляет другую. Единственный способ пережить горе – это перестать его множить.     

ПЕПЕЛ И ДОЛОМИТ, реж. Тома Селиванова

Продюсеры: Сергей Корнихин, Рубен Адамян, Семен Закружный 

О чем. Российский кинорежиссер Дина и австрийский музыкант Йохан бродят в российской глуши по местам, связанным с репрессиями, лагерями и массовыми захоронениями. Дина пытается понять таким образом себя, Йохан – разузнать что-то про своего пропавшего без вести на чужбине деда. В дороге они встречают полицейских, случайных попутчиков и местных жителей; кто-то относится к ним с подозрением, кто-то – с безразличием. Главные герои сначала сближаются на фоне карельской природы, а затем разбегаются, вернувшись к обычной жизни.     

Впечатления. Картина Томы Селивановой берется за сложную и амбициозную задачу – скрестить личное и общественное, через разговор о прошлом понять что-то в себе настоящем. Но, к сожалению, сталкивается на этом пути с целым ворохом проблем, одна из которых – это ее главные герои, а вторая – непродуманный и расфокусированный сценарий. Тропинка, по которой в литературе уже успели пройти многие, от Зебальда до Степановой, в кино как будто чуть менее протоптана, и надо тщательнее ориентироваться на местности, чтобы не заблудиться. 

Историческая память – вся про конкретику. Возвращение имен, восстановление отобранных идентичностей, присваивание конкретным географическим локациям новых смыслов – любой из этих процессов требует от своего актора определенного самопожертвования, потому что посвящен все-таки тем, у кого возможность голоса была отобрана. Но Селиванова чересчур внимательно пытается смотреть на свою героиню (роль которой она исполняет лично), и при этом не очень понятно, что она в ней видит.         

Фото: кадр из фильма ВЕЧНАЯ ЗИМА

Самое читаемое

Касса четверга: «Иллюзия обмана 3» остается в лидерах
Подробнее
«Иллюзия обмана 3» заработала миллиард рублей в российском прокате
Подробнее
Mediascope впервые раскрыл аудиторию нейросетей в России
Подробнее
Рибейты кинопроизводителям в Санкт-Петербурге вырастут на 40% в 2026 году
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 17–23 ноября 2025 года
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил конкурсную программу
Подробнее
Все иностранные фильмы будут демонстрироваться в Армении с субтитрами
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Иллюзия обмана 3» снова на вершине
Подробнее
Максим Рогальский: «В ближайшее время будут работать только фильмы с сильным пакетом»
Подробнее
Paramount выпустит новый «Час пик»
Подробнее
Правкомиссия одобрила разрешение Минкульту выбирать приоритетные темы для фильмов
Подробнее
Игорь Хомский стал директором по развитию студии KIONFILM
Подробнее
Кинокомпания MEM Cinema Production присоединилась к АПКиТ
Подробнее
Новинки декабря в онлайн-кинотеатре «Амедиатека»
Подробнее
«МТС Медиа» начнет работу под новым брендом «ON Медиа»
Подробнее
Скарлетт Йоханссон сыграет в перезагрузке «Изгоняющего дьявола»
Подробнее
Минкультуры предлагает ввести полное госфинансирование анимации
Подробнее
Сергей Катышев: «“Авиатор” – не прямая экранизация. Это надтекст»
Подробнее
Касса России: «Авиатор» смог вырвать серебро
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Умри, моя любовь» расположилась выше всех новинок
Подробнее

Рецензии по теме

Фестиваль «Маяк», день третий: «Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева
Подробнее
Фестиваль «Маяк», день третий: короткометражный конкурс
Подробнее