«Российский кинобизнес 2021». Отраслевая конференция «Трансформация кинорынка. Горизонт»

Топ-персоны индустрии рассказали о настоящем и будущем отрасли

Одним из самых внушительных мероприятий деловой программы нынешнего форума стала отраслевая конференция «Трансформация кинорынка. Горизонт». Событие собрало максимальное количество гостей, которые мог вместить бизнес-зал Центра международной торговли, во-первых, из-за заявленной темы, а во-вторых, из-за статуса выступающих. Участие в обсуждении приняли директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры Светлана Максимченко, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» и генеральный директор киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева, исполнительный директор Фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм» Антон Малышев, продюсер и руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов, генеральный директор компании «Централ Партнершип» Вадим Верещагин, генеральный продюсер оригинального контента Megogo.ru Георгий Малков, генеральный директор сети «Премьер Зал» Владимир Петелин, а также главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев.

Первым слово взял Александр Нечаев, который обратил внимание на название конференции и подчеркнул, что кинопрокат, как и любой вид бизнеса, регулярно подвергается трансформации, иначе быть не может, и свидетелями очередных изменений мы как раз сейчас являемся. По его словам, сейчас ведущей силой в мировом кинопрокате стали национальные фильмы. Те страны, где силен локальный контент, смогли довольно быстро вернуться к допандемийным показателям – достаточно назвать Китай и Японию. В России процесс восстановления рынка наблюдается сейчас, и во многом тоже благодаря отечественным проектам – в топ-3 самых кассовых релизов этого года два российских, это ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА и КОНЕК-ГОРБУНОК. Причем в нашем прокате пока доминирует семейный контент, что тоже не случайно. «Пандемия привела к серьезному отложенному спросу на семейные походы в кинотеатры. Люди, у которых есть дети, не могут все время сидеть дома, им нужно куда-то ходить», – отметил главред БК.

Вадим Верещагин продолжил эту тему и предупредил, что в 2022 году в прокате будет наблюдаться дефицит российского кино из-за приостановки производства в 2020 году. Также он рассказал, что если еще пять лет назад доля кинопроката в выручке ЦПШ составляла 95%, то в прошлом году она опустилась до 50%. В этом году данный показатель ожидается на уровне 75%. Но в целом доля онлайна в выручке стабильно растет (и уже обгоняет продажи на ТВ), как и выручка от международных продаж. По словам Верещагина, в онлайне самым востребованным жанром является драма. При этом проекты с бюджетом 120–150 млн рублей могут легко окупиться и без кинотеатрального проката – за счет цифровых продаж и продаж на ТВ. Также глава ЦПШ добавил, что кинотеатральные окна продолжат сокращаться. Никаких 90 дней (такая цифра была озвучена кинотеатрами на этом форуме ранее) уже не будет. Возможно, после окончания кризиса рынок придет к окну в 45 дней.

Юлиана Слащева сообщила, что анимация в целом очень хорошо пережила пандемический год. «Союзмультфильм» весной ушел на дистанционную работу, и производства было очень много. В продажах студия в прошлом году почти ничего не потеряла. Онлайн рос, и вместе с ним росли медиа-продажи. А кинотеатральных релизов запланировано не было. Впрочем, негативный эффект анимационные студии все-таки почувствуют на себе совсем скоро. Ведь из-за пандемии почти прекратились продажи лицензий на сопутствующие товары. Поэтому роялти будут существенно меньше в 2021 и 2022 годах. Однако часть выпадающих доходов ближайших лет будет компенсирована продажами в медиа.

По словам Слащевой, киностудия имени Горького сейчас постепенно возвращается в кинопроизводственный процесс, в планах – вернуться в кинотеатральный прокат и выпустить свои первые релизы уже в конце следующего года. Пока студия пробует себя в онлайне, недавно на платформе Start.ru эксклюзивно вышли драмы Я СВОБОДЕН и СВЕТЛЯЧОК. Через полгода будет понятно, как будут монетизироваться такие проекты. Готовятся к выходу в прокат семейное фэнтези с элементами хоррора КУКОЛЬНИК и детско-семейный проект ДЯДЯ ИЗ ЧИКАГО. Оба проекта были поддержаны министерством культуры. Сейчас у студии в разработке находятся 15 игровых проектов. Глава двух студий подчеркнула, что подростковые фильмы пока плохо себя показывают в российском прокате, но могут хорошо чувствовать себя в онлайне. Например, названные два фильма, вышедшие на Start.ru, при бюджете до 60 млн рублей могут заработать в онлайне около 20 млн рублей. «Это существенная цифра. И в целом мы хотели бы попробовать закрыть нишу для аудитории 12–18 лет. Для этой аудитории сейчас почти нет контента», – резюмировала Слащева.

Сергей Сельянов со своей стороны присоединился к коллегам и также заметил, что рынок меняется, но при этом рост онлайна и одновременно восстановление рынка кинопроката свидетельствует о том, что денежных потоков стало в два раза больше. Одновременно продюсер посетовал на качество кинопоказа в России, которое оставляет желать лучшего, а это может существенно повлиять на судьбу кинотеатров. «На просмотре своего фильма в нашей проекционной мы видим одно, а в отдельных кинотеатрах – совсем другое», – заявил Сельянов. Он добавил, что кинотеатрам и прокатчикам необходимо объединять усилия в плане раскрутки релизов, и кинопоказчики должны активнее включаться в рекламирование фильмов.

Довольно неожиданные данные представил продюсер Megogo Георгий Малков. По его словам, подростковая аудитория, особенно из регионов, сейчас обходит стороной платные онлайн-платформы и в целом больше предпочитает пиратские ресурсы для просмотра фильмов и сериалов. Во всяком случае таковы данные платформы Megogo. В связи с этим продюсер выдвинул идею создания некоего онлайн маркет-плейса, на котором создатели фильмов могли бы размещать свои проекты, от которых отказались кинопрокатчики и другие стриминги, по своей цене, а зритель мог бы их покупать, например, за те же 10–30 рублей. При этом такой маркет-плейс должен контролироваться государством, как сервис ЕАИС. Впрочем, эту идею не поддержали другие участники дискуссии, заявив, что создание любого маркет-плейса – это бизнес-решение, а не прерогатива государства. Плюс ко всему, сложно себе представить, что проект, от которого отказались все онлайн-платформы и прокатчики, будет востребован зрителем. «Это утопия», – высказалась Юлиана Слащева.

В конце встречи высказались спикеры, отвечающие в том числе за финансирование кинопроизводственного процесса в России. Антон Малышев подвел небольшой итог двух лет работы «Кинопрайма». За это время фондом было поддержано более 40 фильмов на сумму более 2 млрд рублей. В настоящее время проекты фонда испытывают трудности из-за приостановленной фестивальной жизни, поскольку все фильмы должны были сначала продемонстрироваться на фестивале, а затем уже выйти в прокат. Сейчас большую часть прибыли приносят международные продажи, а выручка от проката практически сошла на нет. Светлана Максимченко добавила, что объемы государственной поддержки фильмов в нашей стране не индексировались уже много лет. Хотя расходы на кинопроизводство увеличились. Сейчас вопрос увеличения объемов господдержки прорабатывается Минкультом и участниками рынка. «Все эту необходимость понимают», – отметила глава профильного департамента. Также она затронула тему фондовских кинотеатров. По последним данным, на их долю приходится 5% от общих сборов в российском прокате и 7% от сборов отечественного кино. Что касается ближайших перспектив рынка, чиновница была настроена более пессимистично, нежели другие спикеры. Она обратила внимание на непрекращающуюся пандемию и растущую в последнее время заболеваемость коронавирусом. Поэтому, уверена Максимченко, не стоит ждать полной отмены ограничений по заполняемости залов этим летом или даже повышения до 75%. «Нужно готовиться к худшему», – предупредила она.

Еще больше новостей в нашем официальном канале в Telegram

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram


07.04.2021 Автор: Дмитрий Некрасов

11–11.04
пресс-показ

ПРОЕКТ: ВРЕМЯ НАЗАД, Москва
12–16.04
телерынок онлайн

Digital MIPTV, Москва
12–12.04
пресс-показ

ПОРОЧНАЯ СВЯЗЬ, Москва
12–12.04
пресс-показ

ПОКОЛЕНИЕ ВОЯДЖЕР, Москва
13–13.04
пресс-показ

ЧЕРНОБЫЛЬ, Москва
13–13.04
пресс-показ

ВЕЛИКИЙ, Москва
13–13.04
премьера сериала, Q&A сессия

«Медиатор», Москва
13–13.04
премьера

ЧЕРНОБЫЛЬ, Москва
14–14.04
пресс-показ

ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, Москва
15–15.04
премьера

ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, Москва
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru