top banner

Сквозная дискуссия «Кинопрокат. Соседи»

Дискуссия «Кинопрокат.Соседи»: состояние рынков кинопоказа и кинопроката Беларуси, Казахстана, Узбекистана

В ходе дискуссии представители кинопрокатной отрасли Беларуси и Узбекистана обсудили, как изменился рынок с марта 2022 года. Модератором выступила гендиректор «Российского кинобизнеса» Екатерина Бордачева.

Гендиректор киносети «Гомелькиновидеопрокат» (насчитывает 17 кинотеатров в Гомельской области) Александр Лавриненко подчеркнул, что многое о ситуации в кинопрокате Беларуси было озвучено в интервью директора по репертуарному планированию крупнейшей белорусской частной киносети Silver Screen Марины Поляковой, опубликованном в «Бюллетене кинопрокатчика». Спикер подчеркнул одну из ключевых мыслей, связанную с тем, что кинотеатры Беларуси и России оказались в одной лодке из-за ситуации с уходом мейджорского контента. Лавриненко отметил, что в Республике Беларусь для решения возникающих проблем в сфере кинопоказа создан специальный орган при Минкультуры – Совет руководителей кинопрокатных организаций. «Ведомство носит совещательный и консультативный характер, но вместе с тем это площадка, которая позволяет нам поднимать вопросы на уровне главного органа власти в сфере, которая регулирует вопросы кино, – Минкультуры РБ. В состав совета входят в основном представители государственных киносетей республики – шести областей страны и Минска». Механизм получения кинотеатрами госсубсидии в Беларуси работает уже двенадцать лет, и государство исправно исполняет свои обязанности по поддержке отрасли, уточнил спикер. В контексте ухода мейджоров Лавриненко сообщил, что в прошлом году по Гомельской области на их контент приходилось 27% репертуара, при этом доля выручки от него составляла 73%. «Компенсировать выпадение, мягко говоря, непросто, но сейчас мы решаем важные государственные задачи. У нас приоритет на показ белорусских фильмов». Лавриненко заключил, что объем бюджетного субсидирования киносети на этот год составляет 80 млн рублей. 

Единую киносеть «Минскоблвидеопрокат», которая включает 15 кинотеатров с 21 цифровым залом, представила ее гендиректор Татьяна Дорошкевич. Глава предприятия подчеркнула, что уход мейджоров не был столь критичным для отрасли из-за наличия поддержки государства. В частности, в пределах страны разработана программа, которая позволяет привлекать массового зрителя организованным образом. «Если в среднем по республике доходы кинотеатров составили 76 процентов от уровня 2021 года, то у нас они оказались на уровне 88,6 процента, из которых 75 процентов получены за счет показа российских, белорусских и доступных зарубежных фильмов, а также фильмов прошлых лет». Параллельно «Минскоблвидеопрокат» также развивает общепит – у предприятия есть своя сеть во всех кинотеатрах. Кроме того, осуществляется собственное производство шести видов попкорна, которым киносеть и торгует. Также Дорошкевич рассказала, что в этом году после реставрации был открыт кинотеатр в небольшом городе в Минской области. Уникальность этого проекта для региона и республики в целом заключается в том, что на его территории создано полноценное кинопространство: летний кинотеатр, фудкорт, площадки для программ виртуальной реальности и многое другое. Новая площадка работает уже два месяца, и, по словам Дорошкевич, нераспроданных билетов на выходных просто не остается.

Важность кинотеатров в качестве эффективных социокультурных площадок подчеркнул гендиректор киносети «КиноМинска» Павел Скалабан. Сеть, которая находится в собственности мэрии Минска, включает 13 кинотеатров и 24 кинозала на 6800 мест. Как отметил спикер, площадка реализует социальные проекты «Без срока давности», «100 киноуроков для школьников» и «С любовью в сердце к Беларуси», ориентированные на школьников и студентов. В частности, проект «100 киноуроков для школьников» проводится по субботам, в шестой школьный день, рассказал спикер. Кинотеатр как дополнительная образовательная площадка организует лектории с участием модераторов – психолога, историка, преподавателя. Они обсуждают фильм со школьниками. Уже в 2022 году многократно увеличилось количество зрителей по программам, которые подписаны Комитетом по образованию минского горисполкома с Минобразования РБ. При этом за десять месяцев выручка сети упала на 61% относительно уровня 2021 года. Как отметил Скалабан, киносеть рассчитывает на российские релизы – ЧЕБУРАШКУ и другие новогодние проекты. 

Начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Денис Езерский в ходе обсуждения заявил, что руководство Российской Федерации принимает множество законодательных проектов, которые уже много лет работают в Беларуси. «Это вызвано больше внешнеполитическими моментами, с которыми мы столкнулись лет двадцать назад, вы же это проходите только сейчас». Несмотря на то, что в Беларуси выдается не прокатное, а категорийное удостоверение, подчеркивает спикер, это не означает, что любой фильм может попасть на экраны кинотеатров: министерство культуры, Минобразования и уполномоченные ведомства следят, какие картины могут быть показаны в кинотеатрах. «Сейчас мы говорим о том, что система, выстроенная в РБ, помогла государственным кинотеатрам перешагнуть моменты кризиса, а также дать контент для патриотического и идеологического воспитания молодежи. Эти программы, о которых говорят коллеги, позволяют предоставлять идеологическую платформу для подрастающего поколения». Только в этом году, по словам чиновника, планируется выделить 20 млн рублей на цифровизацию, ремонт и приведение кинотеатров к единым требованиям. 

На вопрос, есть ли жизнь киноотрасли в Беларуси после ухода мейджоров, гендиректор киносети «Брестоблкиновидеопрокат» Дмитрий Селюк ответил положительно. Поддержка государства позволяет кинотеатрам работать, заявил спикер. Также площадки проводили специальные показы – например, были продемонстрированы российский военный фильм 1941. КРЫЛЬЯ НАД БЕРЛИНОМ, который представили Константин Буслов и Сергей Пускепалис, а также картина НАХИМОВЦЫ при участии Андрея Мерзликина. Селюк отметил, что показ посетило порядка 5000 зрителей. Всего в Брестской области 14 госкинотеатров с 17 цифровыми залами. На данный момент, подчеркнул спикер, главной задачей является сохранение кинотеатров, чтобы не дать зрителю упереться в закрытую дверь.

Киноотрасль Узбекистана в рамках дискуссии представил основатель кинотеатров Salom Cinema Фаррух Туляганов. Он подчеркнул, что голливудские фильмы в стране продолжают работать успешно. Однако из-за того, что в России остановилась их реклама, теперь некому выделять деньги, чтобы рекламировать эти проекты в Узбекистане. Из-за этого в первые два уикенда ЧЕРНОЙ ПАНТЕРЫ и ЧЕРНОГО АДАМА была низкая посещаемость. В стране не требуют прокатное удостоверение, ответственность за показ фильмов полностью ложится на кинотеатры. «Мы отправляем на согласование государству какой-то фильм, и если в течение десяти дней нам не приходит ответ, мы запросто можем ставить его по нашему усмотрению. Главное, чтобы там не было фильмов, например, с ЛГБТ-тематикой».


29.11.2022 Автор: Виолетта Палий

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее
Мэрил Стрип получит почетную награду Каннского кинофестиваля
Подробнее