top banner

Объем запущенных в производство российских фильмов и сериалов вырос на 16% в 2022 году

Автор: БК

28 января 2023

В минувшем году стартовало более 850 проектов

В 2022 году на 16% увеличилось число российских фильмов и сериалов, зашедших в производство. Об этом пишет телеграм-канал «Новости кинопроизводства», основываясь на данных собственной базы, которая покрывает от 85% до 95% рынка в зависимости от сегмента. Под запуском в большинстве случаев подразумевается выход на активный препродакшн, но по полным метрам иногда имеется в виду сценарная разработка.

По сравнению с 2021 годом запускаемых в производство за год проектов стало почти на 125 больше: если в 2021-м было запущено 733 проекта, то в 2022-м – уже 856. В данной статистике учитываются полнометражные фильмы, сериалы, мини-сериалы и телефильмы (без анимации, документальных фильмов и докудрам), вышедшие на активный препродакшн и/или готовящиеся к питчингам.

Росли все категории и подкатегории проектов, кроме одной. Число запусков 1-2-серийных телефильмов (1,5-часовые телемувики) сократилось с 43-х до 26-ти. Последние несколько лет они постепенно «поглощаются» более крупным форматом 4-серийных телефильмов/мини-сериалов длительностью 3 часа.

Число запусков полных метров в 2022 году выросло на 20 с небольшим проектов (с 263-х до 295 учтенных) по сравнению с 2021-м. При этом 2021 год показал высокую планку количества запусков, включив в себя многие проекты, которые должны были случиться в 2020-м. 2022 год можно назвать годом продолжений кинофраншиз. В запусках 2021-го таких проектов было не больше пяти, в 2022-м их число приближается к пятнадцати (средне- и крупнобюджетных). И это следствие сразу двух кризисов проката – в 2020-м и 2022-м, потому что в разработке многие проекты были еще в 2021 году. Запуски многих полнометражных картин по-прежнему напрямую зависят от господдержки, поэтому значительную роль сыграла новость об ее увеличении в октябре прошлого года. И это несмотря на то, что риски неокупаемости проектов из-за проблем в прокате выросли.

Общее количество активных продакшнов, снимающих игровые фильмы и сериалы, на рынке в минувшеи году изменилось незначительно. Сейчас это порядка 280–300 компаний, которые запустили хотя бы один проект, рассчитанный на прокат или продажу прав на ТВ/онлайн-показ, включая компании в регионах. В их числе порядка 100–110 продакшнов, снимающих для ТВ (включая продакшны в выросшем сегменте мини-сериалов), 80–90 компаний, снимающих для онлайна, и около 30–35 компаний, которые запускают проекты и для ТВ, и для онлайна. Данная граница постепенно стирается.

В 2022 году наблюдался рост как числа запускаемых сериальных проектов, так и общих объемов их экранного времени: у ТВ на 14% росло количество проектов и 16% – экранное время. В онлайне на 28% выросло количество и на 34% – объемы экранного времени.

В прошлом году платформы продолжили контентную экспансию и расширили пул продакшнов. В 2021-м сериалы 6+ серий для онлайна запускали 70 продакшнов, в 2022-м – больше 80-ти, включая новые продакшны продюсеров, отколовшихся от крупных производителей, а также компании, ранее снимавшие только полные метры, и т.д. Онлайн-кинотеатры увеличивают загрузку и тех компаний, с которыми уже работают. Они берут сразу несколько проектов параллельно. В 2021-м на каждый продакшн, снимающий проекты для онлайна, в среднем приходилось 2 запуска, а в 2022-м – уже 2,2.

Еще больше новостей на нашем официальном канале в Telegram

Самое читаемое

Объявлен лонг-лист кинопремии «Золотой Орел» за 2025 год
Подробнее
Касса четверга: «Август» в лидерах третью неделю подряд
Подробнее
Сигурни Уивер может вернуться во франшизу «Чужой»
Подробнее
В Москве прошел День «Каро Премьер»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 6–12 октября 2025 года
Подробнее
Приквелу фильма Любови Аркус «Антон тут рядом» не выдали прокатное удостоверение
Подробнее
Объявлен шорт-лист претендентов на премию Европейской киноакадемии
Подробнее
ИРИ открыл конкурс по созданию молодежного контента
Подробнее
Disney планирует закончить с «Троном»
Подробнее
На форуме «Креативный код» обсудили меры по развитию киноиндустрии
Подробнее
Гильдия актеров США подготовила специальный контракт для создателей микродрам
Подробнее
Warner Bros. Discovery отклонил первоначальное предложение Paramount о покупке
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Август» возглавил чарт в третий раз
Подробнее
Пермская кинокомиссия проводит питчинг неигрового кино совместно с Okko и Premier
Подробнее
«МТС Медиа» начинает продавать билеты в кино
Подробнее
Стала известна программа конференции «Медиабизнес»
Подробнее
В Москве состоялась премьера сериала «Хроники русской революции»
Подробнее
Касса России: «Август» вновь оказался в лидерах
Подробнее
В Москве состоялась премьера фильма «Лермонтов»
Подробнее
Предпродажи уикенда: среди новинок лидирует «Лермонтов»
Подробнее

Новости по теме

Условия труда в анимации в России более благоприятные, чем в игровом кино
Подробнее
Кинотеатральные сборы в Международный женский день превзошли показатели прошлого года
Подробнее
Российские видеосервисы в 2021 году потратили на контент почти в 10 раз больше, чем заработали
Подробнее
Крупнейшие киносети России прокомментировали введение локдауна
Подробнее
Лидером сезона блокбастеров в Северной Америке стала компания Disney
Подробнее