top banner

Минкультуры ограничит поддержку кинофестивалей

Автор: Анастасия Дугинова

26 марта 2015

Подготовлены поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии»

Министерство культуры будет считать кинофестивалями только киносмотры продолжительностью до 10 дней, в которых есть конкурсная программа и жюри. Фестивали, не подпадающие под эти критерии, больше не смогут претендовать на господдержку. Соответствующий законопроект уже отправлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

В подготовленных поправках в закон «О государственной поддержке кинематографии» предлагается освободить фестивальные кинопоказы от необходимости получения прокатных удостоверений. Это значительно облегчит жизнь организаторов кинофорумов, которые сейчас из-за категоричных норм закона о запрете мата не могут показывать фильмы без прокатного удостоверения

Чтобы разграничить прокат (где мат будет по-прежнему запрещен) и фестивальное движение, законопроект впервые вводит юридическое понятие кинофестиваля. Полностью текст поправки звучит так: «Кинофестиваль – культурно-просветительное мероприятие, представляющее собой смотр публично исполняемых, специально отобранных фильмов, включающий конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов. Кинофестиваль проводится в соответствии с регламентом, утверждаемым организаторами кинофестиваля, общая продолжительность кинофестиваля не может быть более 10 дней».

Как отметили в министерстве, предложенные критерии выработаны многолетней практикой организации фестивалей. «Все проводимые в России кинофестивали, которым была оказана государственная поддержка, подпадают под предлагаемое определение. Вместе с тем, если публичное мероприятие не соответствует предложенному определению, оно не будет являться кинофестивалем. После введения в законодательство понятия кинофестиваля, те мероприятия, которые не удовлетворяют указанным критериям, не смогут претендовать на финансирование со стороны Минкультуры России по статье «финансирование кинофестивалей», – рассказали в министерстве.

Эксперты называют значительное количество киносмотров, которые не удовлетворяют этим требованиям. В частности, принципиально не проводят конкурсы и не нанимают профессиональное жюри зрительские фестивали – такие как путешествующий по регионам фестиваль комедий «Улыбнись, Россия» или петербургский киносмотр «Фестиваль фестивалей», позиционирующий себя главным внеконкурсным фестивалем в стране. Не имеют жюри в силу своей специфики и многие тематические киносмотры – например, фестиваль архивного кино «Белые столбы», который ежегодно проводится в Госфильмофонде.

Не все киносмотры укладываются в 10-дневные рамки. Многие крупные фестивали (например, Московский международный кинофестиваль и «Кинотавр») за годы проведения стали короче, но, например, московские показы Большого фестиваля мультфильмов, крупнейшего в своей категории отечественного кинофорума, до сих пор продолжают идти не менее 11 дней. А уникальный петербургский фестиваль «Мультивидение» продолжается целый месяц.

Президент фестиваля «Улыбнись, Россия» (проводится при поддержке федерального и региональных культурных ведомств), режиссер Алла Сурикова сомневается в необходимости профессионального конкурса на всех фестивалях. «15 лет мы делаем фестиваль, где победителей выбирают зрители, поскольку комедия – это самый зрительский жанр. У профессионального жюри свое чувство юмора. Только актерские работы у нас отмечает специальный экспертный совет. Конечно, если поправки будут приняты, мы можем ввести жюри, хотя не думаю, что комедийному фестивалю это действительно нужно», – полагает Сурикова.

Гендиректор «Фестиваля фестивалей» (проводится при поддержке Министерства культуры) Александр Мамонтов назвал «своевременным» желание ведомства навести порядок в фестивальном движении, однако призвал к экспертному обсуждению законопроекта. «Есть кинофестивали, которые изначально не могут быть конкурсными или иметь жюри. Укладывая всех под одну гребенку, мы можем лишиться достойных форумов и в то же время будем продолжать финансировать мелкие киносмотры, отвечающие требованиям нового закона. Решение, вероятно, принимается в спешке и без обсуждения с директорами и продюсерами фестивалей. Для введения правильной нормы необходимо собрать мнения и пожелания профессионалов. Я с удовольствием приму участие в работе экспертного совета, если таковой будет создан», – заявил Мамонтов.

«Те форумы, которые не будут соответствовать указанным критериям, будут лишаться и «привилегий» кинофестиваля – в частности, обещанного этим же законопроектом освобождения от прокатных удостоверений и разрешения демонстрации фильмов с нецензурной лексикой, – отметил куратор направления анимации Музея кино Павел Шведов. – В итоге может дойти до курьезов, когда на сочинском фестивале «Кинотавр» разрешат показывать фильм с матом, а на московских показах «Эхо «Кинотавра» – запретят».

Главред журнала «Искусство кино», киноаналитик Даниил Дондурей считает, что новыми поправками Минкультуры фактически узаконивает сокращение господдержки. «Сейчас многие фестивали и так значительно сокращаются по различным параметрам, в том числе и по продолжительности. Новый закон сделает эту экономическую реальность юридической. Что касается обязательного конкурса, полагаю, что многие фестивали ради господдержки будут искусственно преобразовывать себя в конкурсные смотры», – говорит киноаналитик.

Общее количество фестивалей, проходящих на территории России, по различным оценкам, составляет от 120 до 150 ежегодно. В 2013 году по заказу Министерства культуры было проведено масштабное исследование фестивального движения, однако продолжительность киносмотров и наличие профессионального жюри в расчет не брались.

В 2015 году бюджет Минкультуры сокращен на 10 процентов. Финансирование кинематографии ведомство урезало на 600 млн рублей. Ожидается, что значительно сократится господдержка театральных и кинофестивалей.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Минкультуры хочет увидеть больше семейных патриотических фильмов в кинотеатрах
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
В Москве прошла светская премьера фильма «Шпион на всю голову»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках мая
Подробнее
Международный фестиваль фильмов для детей и юношества «Герой» представил шорт-лист и гостей форума
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Суд приговорил к семи годам колонии экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову
Подробнее

Новости по теме

Фонд кино объявил сбор заявок на участие в стипендиальной программе «Автор»
Подробнее
Минкультуры назвало приоритетные темы поддержки кинопроизводства в 2023 году
Подробнее
Министерство культуры поддержит в 2023 году 66 кинофестивалей
Подробнее
В Москве планируют провести новый фестиваль авторского кино
Подробнее
Очная защита социально значимых фильмов. Часть вторая
Подробнее