top banner

«За Маркса…» Светланы Басковой: «Я прежде всего художник, а не идеолог»

Автор: Максим ТУУЛА

7 июня 2012

ЗА МАРКСА… рассказывает о борьбе между рабочими завода и его владельцами – на этом фоне происходит трагедия одного из рабочих, который оказывается неспособен выдержать давление и идет на предательство. Данная тема редко затрагивается в российском кино, но по большому счету не это самое важное – через социальный конфликт режиссер говорит о вечных вопросах и о противоречивой русской душе.


Появление картины Светланы Басковой в конкурсе «Кинотавра» оказалось для многих неожиданностью: ее предыдущие работы (ЗЕЛЕНЫЙ СЛОНИК, КОККИ – БЕГУЩИЙ ДОКТОР, ПЯТЬ БУТЫЛОК ВОДКИ, ГОЛОВА) хоть и пользовались славой, но в глазах неподготовленной публики выглядели радикальными. Их можно было показывать в особых программах Роттердама или «Киношока», но для основного конкурса главного российского фестиваля они были явным «неформатом». Сегодня «Кинотавр», как мы уже писали, неоднозначно кивает в сторону Роттердама, а Баскова несколько сменила эстетику – и ее фильм наконец-то совпал с форматом фестиваля.

ЗА МАРКСА…

Россия, 2012, 100 мин.

Режиссер и автор сценария Светлана Баскова

Операторы Максим Мосин, Егор Антонов

В ролях: Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Виктор Сергачев, Лаврентий Светличный, Александр Ковалев, Владимир Яковлев, Денис Яковлев, Михаил Калинкин

Продюсеры Анатолий Осмоловский, Андрей Сильвестров, Глеб Алейников

Производство АД Студия, СИНЕ ФАНТОМ

 

СВЕТЛАНА БАСКОВА: «Я ПРЕЖДЕ ВСЕГО ХУДОЖНИК, А НЕ ИДЕОЛОГ»

БК: В пресс-релизе «Кинотавра» ЗА МАРКСА… назван дебютом, а программный директор Ситора Алиева считает его вашей первой большой картиной. Но ведь вы давно не новичок в кино.

Светлана Баскова: Мне в принципе все равно, как называют картину. Если они считают ее дебютом – пусть. Это первый фильм, который я сняла с бюджетом (спасибо СИНЕ ФАНТОМУ за то, что помогли закончить работу). Он отличается от того, что я снимала десять лет назад. Тот этап уже остался позади, теперь я решаю новые эстетические задачи, поэтому фильм совсем другой.

БК: Вы задействовали в фильме тех же актеров, что снимались у вас и раньше – Сергея Пахомова, Владимира Епифанцева.

Баскова: Да, я пригласила Пахомова и Епифанцева, потому что давно с ними знакома и они единственные актеры, с которыми я работала. На этот раз у меня была возможность оплатить их труд – я считаю, что любая работа, в том числе актерская, должна оплачиваться, это идет только во благо фильму.

БК: Расскажите о профсоюзном движении, у нас же об этом мало кто знает. Как вы собирали материал?

Баскова: Профсоюзное движение – это не тема фильма, на этом фоне развивается личная драма главного героя, который должен сделать свой выбор в сложившихся обстоятельствах. Она приобретает особую остроту, потому что в моногородах (где какое-то предприятие является градообразующим) очень трудно пойти против течения, создать свой независимый профсоюз. Вступая в эту борьбу, ты должен осознавать: если проиграешь, твоя жизнь будет фактически кончена – никто больше не возьмет тебя на работу, а уехать куда-то жителям таких городов очень тяжело. По наводке друзей я ездила в самые разные места, где происходили какие-то события, связанные с профсоюзами, присутствовала на митингах, снимала что-то на камеру. Документальные материалы, которые мне удалось там собрать, я буду выкладывать в Сеть. Но съемки собственно фильма ЗА МАРКСА… проходили в Москве.

БК: А в какое время происходит действие фильма? Ведь это уже явно не 90-е.

Баскова: После кризиса 2008 года, когда пострадали многие промышленные предприятия. В фильме владельцы хотят переложить весь груз на сотрудников, решить свои проблемы за их счет. Такое происходило повсеместно, когда рабочим не платили зарплату, увольняли без объяснения причин. Поэтому и появлялись независимые профсоюзы, которые, в отличие от советских бюрократических организаций, действительно пытались бороться за права рабочих. Не всегда успешно.

БК: Премьера вашего фильма совпадает с волной митингов в Москве. Как вы относитесь к тому, что восприятие картины, возможно, наложится на это движение?

Баскова: Я бы не хотела, чтобы мой фильм ассоциировали с этими митингами. Я снимала совсем про другое, эти события не имеют между собой ничего общего.

БК: Название ЗА МАРКСА… сразу наталкивает на вопрос: какой идеологии вы придерживаетесь?

Баскова: Я бы не сказала, что придерживаюсь какой-то политической идеологии. Я прежде всего художник, а не идеолог, поэтому не стала бы определять себя в каких-то терминах. Я не профессиональный политик. Просто есть вещи правильные и неправильные, их нельзя оценить никак иначе. Хотя, наверное, я ближе к левой стороне политического спектра.

БК: Как вы думаете, кто зритель вашего фильм? Опыт показывает, что люди не готовы смотреть картины о российской реальности, а предпочитают голливудские блокбастеры.

Баскова: Я уверена, что мою картину захотят посмотреть жители тех самых моногородов, которые узнают в моих героях самих себя, свои проблемы. Мне кажется, зритель не хочет смотреть российское кино, потому что режиссерам не удается достаточно тонко передать окружающую реальность – а возможно, они и не стремятся. Я старалась это сделать, и надеюсь, что мне удалось.

Самое читаемое

В Минкультуры прошел питчинг полнометражных дебютных фильмов
Подробнее
Новинки июля в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
В Минкультуры прошла очная защита детско-юношеских национальных фильмов
Подробнее
Подростки 14–17 лет оказались главными потребителями отечественного кино среди молодежи
Подробнее
Юра Борисов получил приглашение стать членом Американской киноакадемии
Подробнее
Игровой «Лило и Стич» получит продолжение
Подробнее
Александра Геллер покидает кинокомпанию «Пионер»
Подробнее
В Истре открывается форум «Новый вектор»
Подробнее
Фонд кино объявляет конкурс на производство фильмов о Дальнем Востоке
Подробнее
Во Вьетнаме стартовала Неделя российского кино
Подробнее
Предварительная касса четверга: в лидерах вновь «На деревню дедушке» и «Материалистка»
Подробнее
В России «бинджвотчат» турецкие сериалы и детективы
Подробнее
Касса четверга: «На деревню дедушке» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
ФПРК будет поддерживать производство игровых короткометражных фильмов
Подробнее
«Паразиты» признаны лучшим фильмом XXI века по версии Голливуда
Подробнее
Медиакоммуникационный союз попросил Госдуму доработать законопроект о ПУ для стримингов
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Шпионская свадьба» и «Ритуал» идут почти вровень
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 26–29 июня
Подробнее
Официальная касса России: беспроигрышные ценности
Подробнее
В Москве состоялась премьера комедийного сериала «Театральная зона»
Подробнее

Новости по теме

Александр Жаров допустил возможность блокировки YouTube в России
Подробнее
Алексей Троцюк рассказал, что у «Чебурашки» может появиться продолжение
Подробнее
Сергей Сельянов об успехе дилогии «Брат»: «Перевыпуски оказались небезнадежной идеей»
Подробнее
Глава фонда «Кинопрайм» рассказал о ситуации с финансированием фильма Андрея Звягинцева
Подробнее
Сергей Сельянов про триумф «Конька-Горбунка»: «Зритель рублем подтверждает качество фильма»
Подробнее