top banner

Европейские эксперты рассказали про сложности с продвижением российского кино за рубежом

Автор: Никита Никитин

4 апреля 2022

Комментарии консультанта Каннского кинофестиваля Жоэля Шапрона и немецкого продюсера Симоны Бауманн

По мере развития ситуации на Украине российское кино погрузилось в новый международный контекст.  Большинство международных фестивалей и киноинституций в данный момент не готово тем или иным образом взаимодействовать с официальными российскими делегациями. БК поинтересовался мнениями консультанта Каннского кинофестиваля и представителя компании Unifrance в Центральной и Восточной Европе Жоэля Шапрона и немецкого продюсера Симоны Бауманн о том, возможно ли сотрудничество российских продюсеров и режиссеров с европейскими коллегами и фестивалями после 24 февраля.

Жоэль Шапрон заявил, что он испытывает серьезные затруднения при продвижении российского кино во Франции, сталкиваясь с тотальным предубеждением публики: «Я до сих представляю российские фильмы, которые были сняты и куплены на французский рынок до старта спецоперации, и сейчас это стало реально сложно. Последним российским фильмом, успевшим выйти во французских кинотеатрах до 24 февраля, стала драма Киры Коваленко РАЗЖИМАЯ КУЛАКИ. Следующим российским фильмом, выпущенным в кинотеатрах Франции, должен был стать КАПИТАН ВОЛКОНОГОВ БЕЖАЛ, но его летняя премьера в данный момент находится под большим вопросом».

Пареллельно с этим несколько иностранных картин были отозваны с российских фестивалей. Немецкий продюсер Симона Бауманн отозвала из программы Московского кинофестиваля два своих фильма – ZWISCHEN UNS из игрового конкурса и документальный проект SORRY GENOSSE: «Совершенно точно у российских фильмов будет теперь очень много проблем в Европе. Любые проекты, которые были поддержаны государством или олигархами через фонды типа «Кинопрайма», скорее всего не будут отобраны в программу ни одного европейского фестиваля. При этом три главных фестиваля – Канны, Венеция и Берлинале – все же пока оставляют для себя данный вопрос открытым. Главный критерий, на который отныне ориентируются организаторы и составители фестивальных программ, – источник денег. Будут приветствоваться проекты, произведенные только на независимые, частные средства, но при этом также будет приниматься в расчет художественный уровень картин и гражданская позиция авторов, которую они будут официально заявлять». «Не думаю, что фестивали будут глубоко копать, чтобы выяснять происхождение денег. И даже обращать внимание на тему или содержание. Национальность фильма, его «паспорт», боюсь, будет важнее содержания», – подчеркнул Жоэль Шапрон.

Отдельная проблема для отечественных производителей арт-кино – приостановка европейскими кинофондами программ по финансированию копродукции. При этом Eurimages и другие европейские фонды инициировали введение запрета не только на финансирование новых российских проектов, но и заморозили обязательства по уже запущенным фильмам. «Вывод вашей индустрии за скобки международной системы копродукции и софинансирования отбрасывает ее на много лет назад, в то самое пресловутое начало нулевых», – отметил Жоэль Шапрон.

«Я пессимистично смотрю на будущее российских фильмов, которые в ближайшее время могут быть сняты как в Европе, так и за новым «железным занавесом». Даже если какой-нибудь режиссер или продюсер выберется из России и поселится где-нибудь здесь, снимать кино он начнет в лучшем случае через год-два. И это при условии, что он достаточно хорошо знает язык, чтобы не только общаться в быту, но и взаимодействовать с коллегами, – рассуждает Жоэль Шапрон. – А если продюсер возьмется за крупный проект в России, то он не сможет обойтись без государственных денег, которые перекроют ему выход на международные рынки. Я не вижу альтернатив государственной поддержке или деньгам олигархов в случае, если режиссеру захочется снять относительно большое кино. Не обязательно блокбастер, но масштабное кино, которое может стоить от 3 по 5 миллионов евро. Где в России найти такие деньги быстро? Представляете, как сложно будет доказать, что твои деньги «чистые»? А сколько продлится бойкот, категорически непонятно. Что-то прогнозировать сейчас – дело неблагодарное».

Как заверила Симона Бауманн, в Европе есть понимание того, что в российском кинобизнесе сформировался пусть ограниченный, но заметный круг профессионалов, которые известны своей независимой гражданской позицией, однако при этом пользовались государственным финансированием. Они могут сегодня, переехав в Европу, попробовать получить поддержку европейских продюсеров. Сам факт того, что они из России, не означает, что у них ничего не получится. Но тут встает вопрос приоритетов: «С большой вероятностью многие европейские продюсеры отдадут предпочтение украинским режиссерам и продюсерам. К тому же есть много кинематографистов из других стран, например, те же израильтяне, работающие в Берлине. Допускаю, что при работе в Европе ваши кинематографисты попробуют поискать первичные источники финансирования в России. Но где там сейчас найти стопроцентно независимые деньги, я затруднюсь ответить. Теперь европейские продюсеры будут проверять источник средств очень тщательно. Самый очевидный выход для большинства российских продюсеров – остаться в России и начать делать кино, рассчитанное только на внутреннее потребление, и ни на что больше не претендовать. Стоит признать, что произошло тотальное обнуление всех договоренностей. Возвращение к работе в условиях, которые существовали до 24 февраля, совершенно невозможно».

Еще больше новостей на нашем официальном канале в Telegram

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Продюсерская компания «Яр&Ко» займется экранизациями сказок Корнея Чуковского
Подробнее
Названы победители XI премии АПКиТ
Подробнее
Касса России: «Непослушники» возглавили прокат
Подробнее
«Кинопоиск» оштрафовали на 1,5 млн рублей из-за сериала «Супергерл»
Подробнее
Татьяна Голикова стала председателем совета Фонда кино
Подробнее
Кинофестиваль «Пилот» объявил деловую программу
Подробнее
Александр Домогаров-младший снял свое имя с титров драмеди «Она такая классная»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 13–16 июня 2024 года
Подробнее
Добрый наш приятель против первых людей: итоги российского онлайн-проката в мае 2024 года
Подробнее
На ПМЭФ состоялась дискуссия о кинодистрибуции в страны БРИКС
Подробнее
«Дэдпул и Росомаха» может поставить рекорды еще на старте
Подробнее
Paramount прекращает переговоры о слиянии со Skydance
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 13–16 июня
Подробнее
Стали известны обладатели почетных «Оскаров» за 2024 год
Подробнее
Предварительная касса четверга: в лидеры вырвался мультфильм «10 жизней»
Подробнее
Перезагрузка «Блэйда» лишилась еще одного режиссера
Подробнее

Новости по теме

Мэрил Стрип получит почетную награду Каннского кинофестиваля
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Кинофестиваль «Маяк» открыл аккредитацию
Подробнее
Кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард» объявил программу и жюри
Подробнее