top banner

Эксперты обсудили в ходе ПМЭФ перспективы рынка онлайн-кинотеатров в условиях новой реальности

Автор: БК

15 июня 2022

Отток аудитории «Амедиатеки», защита российского контента от пиратства, поддержка ИРИ и другое

15 июня в ходе юбилейного, XXV Петербургского международного экономического форума онлайн-кинотеатр Premier провел в «Экспофоруме» сессию «Пираты контентного моря: будущее онлайн-платформ».

В ходе дискуссии прошли обсуждения новых форматов и подходов в работе онлайн-кинотеатров в современных реалиях. Кроме того, была поднята проблема пиратства, которая стремительно развивается из-за ухода части легального западного контента из России. На сессии была затронута тема финансирования контента со стороны Института развития Интернета, а также изменения в модели смотрения аудитории с конца февраля этого года.

В качестве спикеров дискуссии выступили генеральный директор Premier Софья Митрофанова, директор Института кино Высшей школы экономики Александр Акопов, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин, креативный продюсер A-One Виктория Лымарь, управляющий партнер АНО ДПО «Универсальный Университет» Мария Ситковская. Модератор сессии – главный редактор издания «Бюллетень кинопрокатчика» Александр Нечаев.

Как отметила гендиректор Premier Софья Митрофанова, весь рынок в моменте оценивать сложно, когда горизонт планирования – неделя или две. В частности, для Premier ни о каком падении на 40% речь идти не может: «Снижение будет, но не такое большое. Онлайн-кинотеатры ощутят изменения в этой части через год-полтора». Также глава видеосервиса отметила, что молодое поколение уже формировалось в среде легального контента, и оно понимает, что не нужно мучиться со скачиванием пиратских копий с торрентов. «На сегодняшний момент у нас выходит две-три новинки в месяц, а до конца года выйдет более тридцати оригинальных премьер. Наши флагманские проекты тоже требуют защиты. Все наши рейтинговые проекты в топе у пиратов. Я считаю, что пользователи пиратского контента также должны нести ответственность». 

Генеральный директор Института развития Интернета Алексей Гореславский подчеркнул, что ИРИ в этом году не будет вкладывать меньше денег в контент: «Инвестиции не уменьшаются, количество проектов увеличивается. В прошлом году мы выделили 10 миллиардов рублей на производство контента, в этом году – 15 миллиардов. Надеемся, что в следующем году финансирование останется на этом уровне. Нам нужно повышать качество контента. Если качество самих заявок (на финансирование) год от года растет, то только через год-два мы видим, что на самом деле произвели. Но и мы увеличиваем надзор за этим процессом». По мнению Гореславского касаемо принудительного лицензирования, не нужно воспринимать закон с приставкой «принудительный» – это слово не очень подходит, так как механизм был создан для индустрии, и она может использовать его по своему усмотрению. 

Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин также высказался относительно инициативы введения принудительной лицензии на контент зарубежных мейджоров: «Онлайн-кинотеатры использование принудительной лицензии не рассматривают как реальную опцию. Если иностранный правообладатель сочтет, что использование его контента является пиратством, то у него есть все рычаги и возможности для блокировки наших приложений и систем. Для онлайн-кинотеатров это будет значить откат на десять лет назад, в эпоху работы исключительно в браузерах. Для нас это не является решением и выходом из ситуации». Кроме того, по словам главы ассоциации, индустрия находится сейчас с пиратами один на один, но надеется за лето решить проблему появления правового регулирования: «Мы активно работаем с государством в этом направлении. Наше техническое совершенствование – также один из ключевых факторов в борьбе с пиратством». Алексей Бырдин также указал на важность вывода на законодательные рельсы антипиратского меморандума, в частности, подписанного в январе «Меморандума 2.0», регулирующего удаление пиратских ссылок в поисковых выдачах.

По поводу присутствия западного контента в кинопрокате высказался директор Института кино Высшей школы экономики Александр Акопов: «Мы все забываем, что, кроме мейджоров, в Голливуде есть еще кинопроизводители. Я сейчас вижу в прокате фильмы, которые попали туда по независимым контрактам,  заключенным ранее. Думаю, нас ожидает большой поток голливудской продукции, которая придет к нам не через мейджоров. Продуктов хватит! Голливудские студии потеряли 600 миллионов долларов по причине ухода из России – эти деньги и есть главная мотивация».

По оценкам, которые приводит Акопов, в России производится порядка 8 тысяч часов сериалов в год, а именно 250 тайтлов без учета телефильмов и мини-сериалов, которые насчитывают еще 240 наименований. Продюсер отметил, что индустрии нужны режиссеры, которые не страдают болезнью «Netflix головного мозга»: «Они смотрят проекты, не предназначенные для широкого зрителя, и хотят делать так же. Нам нужны специалисты, которые хотят работать с массовой аудиторией». Также основатель «Амедиатеки» отметил, что отток аудитории видеосервиса в 2022 году пока составляет меньше 15%. 

Креативный продюсер компании A-One Виктория Лымарь рассказала, сотрудничают ли зарубежные студии с отечественными байерами: «Есть часть партнеров, которые продолжают сотрудничество с нами. На прошедшем Каннском кинофестивале мы подтвердили несколько сделок. Например, ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАЛИ мы купили еще задолго до кинорынка в Каннах. К сожалению, есть партнеры, которые прекратили с нами коммуникацию. Однако у нас продолжается коммуникация с американскими партнерами, в частности, с компанией А24, а также с французскими партнерами. Например, мы планируем выпустить фильм ПОСЛЕ ЯНГА. Также платформам и прокатчикам нужно объединять свои усилия, устраивать событийные показы. Потому что есть контент, который не будет популярен в офлайн-кинотеатрах, но станет успешным в онлайне». Виктория Лымарь также подчеркнула, что, по опыту A-One, влияние пиратства на кинопрокат болезненное, но не фатальное. Если у фильма есть потенциал, если он интересен аудитории, то он найдет своего зрителя в кинотеатрах.

По мнению Марии Ситковской, управляющего партнера АНО ДПО «Универсальный Университет», в кино сейчас не хватает всех профессионалов: режиссеров, креативных продюсеров, даже актеров. «В 2023 и 2024 годах нам точно будет, что смотреть. Но я хочу обратить внимание не только на то, что нужно производить больше российского контента. Уход зарубежных брендов освобождает рекламный инвентарь. Необходимо сосредоточить силы в этом направлении. Нам нужно научиться классно упаковывать контент и продвигать его зрителю», – сказала Ситковская.

Самое читаемое

Роман Кантор запустил собственную производственную компанию
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Владимир Путин подтвердил Никите Михалкову актуальность квотирования западного кино в прокате
Подробнее
Фантастический роман Vita Nostra станет сериалом
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вновь выбились в лидеры
Подробнее
Фонд кино поддержит оснащение десяти кинозалов в новых регионах России в 2025 году
Подробнее
Legendary может приобрести Lionsgate Studios
Подробнее
Комедия «Холоп» получит египетский ремейк
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 7–13 июля 2025 года
Подробнее
На VidMK обсудили насущные проблемы профессионалов кино- и видеопроизводства в России
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой ожидаемо стал «Плагиатор»
Подробнее
«Грешники» возглавили чарт потенциальных лидеров грядущей гонки за «Оскаром»
Подробнее
Триквел «Достать ножи» откроет Лондонский кинофестиваль
Подробнее
Ольга Сутулова пополнит состав жюри «Горький fest»
Подробнее
В Нижнем Новгороде открылся «Горький fest»
Подробнее
Новый «Супермен» идет на $200 млн в мировом прокате
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Плагиатор» уступил комедии «Быть»
Подробнее
Дом с атлантами: новые меры поддержки российской анимации
Подробнее
Деловая программа «Горький fest»: дискуссия «Классика и классики в актуальном кинопроцессе»
Подробнее
В Москве состоялась премьера романтической комедии «Плагиатор»
Подробнее

Новости по теме

В создание кластера на базе Ялтинской киностудии инвестируют 25 млрд рублей
Подробнее
Создатели «В списках не значился» экранизируют повесть «Аты-баты, шли солдаты»
Подробнее
Единая медиаплатформа от «Газпром-Медиа Холдинга» появится в 2026 году
Подробнее
АПКиТ проведет сессию об экосистеме талантов в рамках ПМЭФ-2025
Подробнее
На прошлой неделе в Москве прошла выставка российского медиапроизводства CPS-2023
Подробнее