top banner

Следующий Key Buyers Event планируют провести в офлайн-формате в Дубае

Автор: Никита Никитин

16 июня 2022

На ПМЭФ представители кинондустрии обсудили текущее состояние кинопоказа

15 июня вечером на ПМЭФ состоялась дискуссия «Киноиндустрия в новых экономических условиях: как сохранить устойчивость?», на которой собравшиеся кинопоказчики и другие представители киноиндустрии обсудили текущее положение кинотеатров и всей отрасли. Во встрече приняли участие директор Института кино НИУ ВШЭ Александр Акопов, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин, управляющий партнер киносети «Синема 5» Алексей Воронков, генеральный директор киносети «КАРО» Ольга Зинякова, исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов, руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин и генеральный директор «Роскино» Инна Шалыто. Модератором обсуждения выступил известный телеведущий Иван Кудрявцев.

Взявший слово первым представитель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков пообещал сосредоточиться на позитиве. Он с радостью сообщил, что за последний месяц демонстраторы потеряли всего 60% от оборота, хотя могли потерять все 70% или даже 90%. Другой положительной новостью он назвал тот факт, что в мае полностью простаивали только 30% кинозалов. Еще одной позитивной тенденцией на рынке был назвал рост доли отечественного кино. Если в январе, в котором традиционно проходит «новогодняя битва», доля сборов российского кино в прокате составила 48,6%, то в мае этот показатель поднялся до 66,7%. Отлично работает и программа «Пушкинская карта», которая в марте-апреле приносила отдельным площадкам до 30% оборота. Воронков отметил, что благодаря запуску «пушки» с 1 февраля у кинотеатров было время перестроиться для подключения к данной программе. Спустя три месяца кризиса все больше торговых центров идет навстречу показчикам и соглашается на определенный процент с оборота. Также Воронков рассказал, что доля различного альтернативного контента, на который кинотеатрам пришлось переключиться в марте, от повторных релизов до трансляций спортивных матчей и показов сериалов, составила 10,8% от вала марта-апреля текущего года. По оценкам Воронкова, чтобы удерживаться на плаву, кинотеатрам требуется сохранить хотя бы 70% от оборота прошлого года.

Алексей Фурсин рассказал о том, что столичные власти оказали грантовую поддержку как кинопроизводителям, так и московским кинотеатрам. Если столичная площадка продолжала работать в период с 1 января по 31 мая, то город обещает компенсировать ей полный объем той прокатной платы, которую она отдавала за этот период дистрибьютору. С 1 июня кинотеатрам предполагается компенсация до половины этой прокатной платы. Заявки на получение данной поддержки принимаются с 28 мая.

Ольга Зинякова отметила, что кризис контента для кинотеатров наблюдается не только в России, но и во всем мире, просто он вызван еще продолжающейся пандемией. Состояние рынка российского кинопоказа за январь – апрель соответствует динамике крупнейших мировых рынков. В частности, за январь – апрель снижение бокс-офиса в топ-5 мировых рынков составило 57,9% относительно 2019 года. По ее мнению, перестройка рынка кинопоказа назрела давно. Сейчас даже топовые франшизы работают слабее, чем еще несколько лет назад. В ближайшее время драйверами роста сборов Зинякова назвала крупные российские релизы, которые должны выйти до конца года. Кроме нехватки контента у рынка есть проблемы с продвижением контента, так как все основные коммуникации со зрителем заморожены. При этом доля контента программы «КАРО.Арт» в сборах сети сейчас составляет 10%, которая с момента запуска выросла с 1,5%. При этом в Европе в лучшие годы аналогичное направление приносило до 6,5% оборота.

Федор Соснов в своей речи обратил внимание на отличия между ковид-локдауном и текущим состоянием. Хотя ковид-пауза воспринималась в моменте «безумием неопределенности», у рынка было ощущение, что пандемия рано или поздно будет побеждена. Новые же изменения, по словам Соснова, гораздо более структурные. Бизнесу очень трудно работать в условиях неопределенности, а как раз с определенностью сейчас очень тяжело. Но в пандемию кинотеатры показали себя мастерами адаптации и оптимизации. Теперь, когда новые санкции вводятся с завидной регулярностью, индустрия дает на них ответ уже через две недели. Соснов напомнил, что для поддержания привычного для зрителя качества репертуара требуется поставлять в кинотеатры от 50 до 60 крупных фильмов в год. Зинякова отметила, что демонстраторам хватит «15 ХОЛОПОВ в год» вместо 60-ти. «Можно 15, но ХОЛОПОВ», – отметила гендиректор «КАРО».

Отвечая на вопрос, какие новые точки роста и рынки сбыта найдены для российского кино в плане международных продаж, новый генеральный директор «Роскино» Инна Шалыто рассказала, что экспортные потери отечественного кино составили на данный момент до 60%. Из-за введения санкций в отношении российского кино со стороны западных стран произошла полная переориентация фокуса – от Запада на Восток. «Роскино» теперь смотрит в сторону стран Ближнего Востока, Северной Африки, Азии и Латинской Америки. В данный момент идет налаживание новых деловых связей, перестройка внутренних процессов и выход на новые рынки с нуля с учетом того нового культурного поля, в котором теперь приходится работать. Для успехов в этом направлении всей индустрии потребуется «очень сильно сгруппироваться». Со слов Шалыто, «Роскино» планирует до конца года принять участие в семи кинорынках и провести более двадцати Недель российского кино в разных странах. Что касается Key Buyers Event, то в «Роскино» работают над тем, чтобы по запросу представителей индустрии провести его в скором времени в режиме офлайн. Наиболее подходящей площадкой для этого в свете всех новых обстоятельств представляется Дубай.

Алексей Бырдин предположил, что в скором времени можно ожидать структурной перестройки не только коммерческих игроков индустрии, но и его бюрократических спутников, Фонда кино и других государственных организаций. Раньше поддержка осуществлялась крайне «туннельно» и направлялась отдельно в различные среды, но теперь наблюдается постепенное и неизбежное сближение трех ключевых медиасегментов – кинотеатров, онлайн-платформ и телевидения. Гибридная модель, по которой контент спокойно перетекает из одного медиума в другой, в скором времени должна стать новой нормой, считает Бырдин.

Наиболее оживленно собравшимися было воспринято выступление продюсера Александра Акопова. В своей речи он назвал три канала, по которым в скором времени в кинотеатры будет поставляться контент. Это независимые западные фильмы, поставки которых в Россию, по его мнению, рано или поздно будут налажены дистрибьюторами, российские крупные проекты и российские же сериалы. Пилоты последних Акопов предложил специально переводить в полуторачасовой формат, чтобы показывать их в кинотеатрах. Акопов также предложил забрать намечающуюся поддержку кинотеатров в пользу производства сериалов, а компенсацию за это произвести за счет региональных бюджетов. То есть распространить московскую практику поддержки кинопоказа на другие регионы.

Еще больше новостей на нашем официальном канале в Telegram

Самое читаемое

Роман Кантор запустил собственную производственную компанию
Подробнее
Владимир Путин подтвердил Никите Михалкову актуальность квотирования западного кино в прокате
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
На VidMK обсудили насущные проблемы профессионалов кино- и видеопроизводства в России
Подробнее
Комедия «Холоп» получит египетский ремейк
Подробнее
«Грешники» возглавили чарт потенциальных лидеров грядущей гонки за «Оскаром»
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой ожидаемо стал «Плагиатор»
Подробнее
Фантастический роман Vita Nostra станет сериалом
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вновь выбились в лидеры
Подробнее
Ольга Сутулова пополнит состав жюри «Горький fest»
Подробнее
Триквел «Достать ножи» откроет Лондонский кинофестиваль
Подробнее
В Нижнем Новгороде открылся «Горький fest»
Подробнее
Фонд кино поддержит оснащение десяти кинозалов в новых регионах России в 2025 году
Подробнее
Новый «Супермен» идет на $200 млн в мировом прокате
Подробнее
РТРС готовится запустить свой онлайн-кинотеатр
Подробнее
Правительство одобрило запрет автоматического списания платы за подписки
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Плагиатор» уступил комедии «Быть»
Подробнее
Дом с атлантами: новые меры поддержки российской анимации
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 10–13 июля
Подробнее
Деловая программа «Горький fest»: дискуссия «Классика и классики в актуальном кинопроцессе»
Подробнее

Новости по теме

В создание кластера на базе Ялтинской киностудии инвестируют 25 млрд рублей
Подробнее
Создатели «В списках не значился» экранизируют повесть «Аты-баты, шли солдаты»
Подробнее
Единая медиаплатформа от «Газпром-Медиа Холдинга» появится в 2026 году
Подробнее
АПКиТ проведет сессию об экосистеме талантов в рамках ПМЭФ-2025
Подробнее
Эксперты обсудили в ходе ПМЭФ перспективы рынка онлайн-кинотеатров в условиях новой реальности
Подробнее