top banner

«Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова: «Наш фильм – это не история, а неловкая песенка»

Автор: Мария МУХИНА

9 июня 2012

В прошлом году в конкурсе «Кинотавра» замечательный фильм Виктора Шамирова УПРАЖНЕНИЯ В ПРЕКРАСНОМ был удостоен приза за лучшую мужскую роль (Константин Юшкевич). Не ставя под сомнение вердикт жюри и мастерство лауреата, отметим, что решение это было в некоторой степени странным – выделить одного человека из актерского ансамбля, рассказывающего о трудных буднях профессии. В ноябре компания «Парадиз» выпустила комедию в прокат, где она (на не самой сложной дате, между прочим) показала очень слабый результат – 4,7 млн рублей. Новый фильм режиссера СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ на первый взгляд кажется скромной лирической зарисовкой, но так ли он прост? 

Вечером 30 декабря двое братьев сидят в кабинете известного хирурга. Тот смотрит рентгеновские снимки их отца и констатирует, что оперировать уже поздно, опухоль растет быстро, и больному осталось два-три месяца жизни. Дальше фильм повествует о том, как эти два человека проводят канун Нового года. Старший брат приехал из Волгограда на пару дней – привез снимки. Он очень неуверенно чувствует себя в Москве, боится опоздать на самолет и немного стесняется младшего, успешного и с виду очень уверенного менеджера строительной корпорации, жизнь которого на самом деле полна проблем – и личных, и служебных. За последние годы братья виделись крайне редко, так что многое узнают друг о друге заново.

 

СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ

Россия, 2012, 72 мин.

Режиссер Виктор Шамиров

Авторы сценария Гоша Куценко и Виктор Шамиров

Оператор Семен Яковлев

В ролях: Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Александра Петрова, Олеся Железняк, Александр Робак, Рита Шубина, Павел Сборщиков, Мария Порошина, Джерард Маккарти, Александр Гришаев

Продюсеры Эдуард Илоян, Андрей Новиков, Алексей Троцюк, Георгий Шабанов, Виталий Шляппо

Производство ООО «Кинокомпания «Сцена»

ВИКТОР ШАМИРОВ: «НАШ ФИЛЬМ – ЭТО НЕ ИСТОРИЯ, А НЕЛОВКАЯ ПЕСЕНКА»

БК: В прошлом году в конкурсе «Кинотавра» были ваши УПРАЖНЕНИЯ В ПРЕКРАСНОМ, и вот уже новая картина. Работа над ней велась давно или просто повезло так быстро реализовать проект?

Виктор Шамиров: Это очень малобюджетная картина, мы сняли ее с короткой подготовкой. У нас с Гошей был старый сценарий. Мы давно хотели сыграть двух братьев – оба лысые, много лет друг друга знаем. В 2007 году съемки фильма чуть было не начались в сотрудничестве с Игорем Толстуновым, но случился кризис и проект был закрыт. Это нормально, понятно. Сценарий валялся, пока в прошлом ноябре достаточно неожиданно не состоялся разговор с продюсером Андреем Новиковым о сумме, которую он готов безболезненно, не особенно за нее переживая, потратить. Это небольшие деньги для кино. Мы с оператором Семеном Яковлевым стали прикидывать, можно ли на них снять фильм. Параллельно с этими расчетами мы с Гошей сели переписывать сценарий. Он стал совсем другим – прошло время, мы изменились, темы изменились… Новый сценарий мы попытались вписать в крайне жесткие рамки: изначально планировалось потратить 6 млн рублей, но не получалось никак, и в результате бюджет вырос до 9 млн – мы нашли еще инвесторов. Вот, собственно, вся затея. Фильм лирический, неэффектный, несюжетный, про то, как двое взрослых братьев проводят 31 декабря в московских пробках, разговаривая о том о сем. Это достаточно грустная история. Мне кто-то говорил, что я не могу снять грустный фильм – мол, всегда буду хихикать.

БК: Ваш театральный опыт каким-то образом влияет на кинорежиссуру?

Шамиров: Не думаю. Я люблю, когда поведение героев точно и разнообразно, но это не непременный признак театра, а просто мое личное пристрастие. Я люблю, когда все просто, но при этом мотивированно. Каждая мелочь, каждое новое движение партнера меняет существование актера в кадре, на сцене, и мне нравится, когда между людьми происходит изменчивая, живая беседа. Да, это моя заморочка, но она не театральная.

БК: Название фильма отсылает к песне из ИРОНИИ СУДЬБЫ Эльдара Рязанова. Чем это обусловлено?

Шамиров: ИРОНИЯ СУДЬБЫ была для нас некой точкой отсчета, мы все время имели ее в виду. И не только потому, что действие происходит 31 декабря, что Гошин герой готовится к корпоративному конкурсу, на котором все должны исполнить песни из ИРОНИИ СУДЬБЫ, что братья покупают диск, который намерены отвезти папе, очень любящему этот фильм. А еще потому, что ИРОНИЯ СУДЬБЫ – кино о надежде. А нашим героям ее не дает ни одно обстоятельство. И вопрос в том, как с этим быть. Я не думаю, что фильм получился о том, что надо повеситься. Он скорее об ожидании мужества, о надежде на него. Наши герои не обретают мужество в финале – мы их просто привели к точке, когда терять больше нечего, и наступает Новый год, они просто смотрят фейерверк. Наш фильм – не история, а неловкая песенка. Картина получилась случайная, шероховатая. Может, это и неплохо. Она еще короче, чем УПРАЖНЕНИЯ, это другого рода вещь. Не вещь даже, а легкий эскиз. Если не относиться к нему как к значительному фильму, то, может быть, получится и что-то увидеть в том, что я сделал.

БК: Вы сказали, что приходилось вписываться в бюджет, а значит, чем-то жертвовать. От каких идей пришлось отказаться? И что требовало самых больших затрат?

Шамиров: Больше всего денег уходит на зарплаты. Аренда техники, конечно, забирает определенную сумму, но не столь огромную, как принято думать. Когда люди говорят: «Мы снимали на фотоаппарат и поэтому вышло дешево», это неправда. Да, экономится приличная сумма, но не сумасшедшая. Кроме того, фотоаппараты, даже если они свои, требуют невероятного количества барахла, чтобы начать с ними работать. Снимали мы только в Москве, при этом ни разу не платили за объекты – просто не могли себе позволить. И в этом смысле нас очень выручал Гоша, который мог договориться, например, с дорогим кафе, куда бы нас никогда не пустили просто так. Снимали в своих квартирах, у друзей. Знакомые актеры играли у нас бесплатно. Не платили даже за Москворецкий мост. Это была абсолютная авантюра – два раза мы туда выходили, в том числе в новогоднюю ночь. У нас была идея одного кадра, который мы хотели сделать, но не получилось – милиция помешала. Не сняли много чего из-за ФСО, потому что за два месяца мы так и не смогли получить соответствующие разрешения. Что-то снимали в некотором роде шпионским образом.

БК: На какого зрителя вы рассчитываете? И какие ожидания от проката этой картины?

Шамиров: Я не предполагаю, что этот фильм попадет на большой экран. Нельзя такие истории вытаскивать в прокат. С удовольствием на большом экране такое кино может посмотреть незначительная группа людей, на фестивалях его можно показывать. Хотя оно технически качественное. При всей скромности бюджета мы не экономили на изображении и на звуке. Это самые важные параметры. Так что на большом экране фильм будет смотреться нестыдно. Немножко медленно – из-за дефицита времени мы сняли меньше кадров, чем стоило, на мой взгляд. Я бы снял больше, но был очень ограничен в количестве смен, плюс две пришлось переснимать по техническим причинам. Я изначально понимал, что такой сюжет, такое лирическое произведение не может конкурировать на равных с большими интересными фильмами, поэтому мы и пытались уложиться в маленький бюджет. Если продажа прав на ТВ и DVD, окупят затраты, будет хорошо и правильно. УПРАЖНЕНИЯ В ПРЕКРАСНОМ вышли в прокат, и я думаю, что это было неверно. Это хороший фильм, забавный, он нравится людям. Но у него не было шансов. Никто не рискнул вкладывать деньги в его рекламу. А даже если бы и рискнул, черт его знает, сколько нужно вложить в продвижение, чтобы люди пришли на русский фильм в альтернативу американскому. Это чудовищные деньги, которые невозможно вернуть, уже несоотносимые даже с бюджетом самого фильма. Поэтому я и думаю, что не всегда стоит рассчитывать на кинотеатральный показ, надо быть адекватным в том, что ты делаешь. Коммерческим проектом является Comedy Club или Галустян с пропеллером. Я не отношусь к этому как к кинематографу, но вижу вменяемый бизнес-проект. Делать дорогое русское кино и говорить: «Это коммерция», по-моему, лукавство. Получаются фильмы категории «Б», неприятные кальки с не самых лучших американских образцов, которые с ними же конкуренции не выдерживают. И зачем тогда?

Самое читаемое

В Москве прошла презентация телеканала ТНТ
Подробнее
Самым популярным кинотеатром России назван киноцентр «Большой» в Ростове-на-Дону
Подробнее
Премия «Диалоги в кино 2024» назвала лауреатов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 25 ноября – 1 декабря 2024 года
Подробнее
Игорь Мишин покидает должность генерального продюсера KION
Подробнее
Антон Сиренко возглавил Коммерческий фонд развития кино и анимации
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Приключения Паддингтона 3» уверенно заняли первое место
Подробнее
В Москве состоялась презентация телеканала ТНТ
Подробнее
Касса России: на вершину проката поднялись «Приключения Паддингтона 3»
Подробнее
К 2028 году расходы мировых платформ на неанглоязычный контент могут вырасти на 44%
Подробнее
Okko представил новинки декабря
Подробнее
В Москве прошла церемония вручения премии «Диалоги в кино»
Подробнее
Касса четверга: «Приключения Паддингтона 3» возглавили бокс-офис
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Приключения Паддингтона 3» возглавили прокат
Подробнее
Стартовал 3-й Открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний»
Подробнее
Объявлены победители Gotham Awards 2024
Подробнее
Новинки декабря в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
В Минкультуры прошла очная защита документальных фильмов
Подробнее
«Белый слон» объявил шорт-лист номинантов премии
Подробнее
Международная касса: «Моана 2» легко возглавила как международный, так и мировой прокат
Подробнее

Новости по теме

Александр Жаров допустил возможность блокировки YouTube в России
Подробнее
Алексей Троцюк рассказал, что у «Чебурашки» может появиться продолжение
Подробнее
Сергей Сельянов об успехе дилогии «Брат»: «Перевыпуски оказались небезнадежной идеей»
Подробнее
Глава фонда «Кинопрайм» рассказал о ситуации с финансированием фильма Андрея Звягинцева
Подробнее
Сергей Сельянов про триумф «Конька-Горбунка»: «Зритель рублем подтверждает качество фильма»
Подробнее