top banner

Темпы роста онлайн-рынка в России замедлились

Автор: Рая Башинская

12 августа 2022

«ТМТ Консалтинг» опубликовал отчет по итогам первого полугодия

В первом полугодии 2022 года объем российского рынка неоператорских VoD-сервисов (не учитываются операторские сервисы Wink «Ростелекома», Kion МТС, видеопорталы, сайты телеканалов), по оценкам «ТМТ Консалтинг», вырос на 29% и составил 25,6 млрд руб. Общая аудитория видеосервисов сократилась на 4% – до 65 млн – по сравнению с декабрем 2021 года.

Замедление темпов роста (в 2021 рост рынка составил 52%) стало следствием ухода с рынка зарубежных игроков (Netflix, Megogo и др.). Также негативное влияние на рынок оказали снижение числа зарубежных сериальных и киноновинок, сокращение заявленных ранее планов российского сериального производства (не только онлайн-кинотеатрами, но и телеканалами), приток пользователей на пиратские видеосервисы на фоне ухода западных игроков и сокращение онлайн-кинотеатрами расходов на продвижение.

Среди причин роста «ТМТ Консалтинг» называет повышение спроса на контент онлайн-кинотеатров на фоне отсутствия новинок в кинотеатрах, на видеосервисах вышло достаточное число качественных новинок, способствовавших привлечению и удержанию пользователей, и онлайн-кинотеатры активно развивали партнерские отношения с экосистемами, операторами связи и другими сервисными компаниями.

Еще более значительный рост произошел в сегменте операторских VoD-сервисов. По оценкам «ТМТ Консалтинг», объем доходов, полученных операторами связи от VoD, в первом полугодии 2022 года вырос на 46% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году и составил 7 млрд рублей. В 2021 году они показывали рост на 87%, за полугодие данных нет.

Крупнейшими игроками рынка операторского VoD являются Wink («Ростелеком») и Kion (МТС). По итогам первого полугодия на их долю пришлось ¾ операторского VoD-рынка. Рост онлайн-кинотеатра Wink по сравнению с первым полугодием 2021 года составил 47%. Выручка VoD-сервиса Kion выросла на 123%.

В первом полугодии 2022 года впервые произошла смена лидера на рынке неоператорских VoD-сервисов: ivi уступил первенство «Кинопоиску». Доходы «Кинопоиска» по сравнению с первым полугодием 2021 года выросли вдвое (это самые высокие темпы роста на рынке). Число «смотрящих» подписчиков «Яндекс.Плюс» увеличилось до 6,2 млн.

Выручка ivi выросла на 9% по сравнению с первым полугодием 2021 года. Снижение темпов роста произошло из-за сокращения рекламной выручки. В то же время число платных подписчиков видеосервиса продолжало расти (на 3% по сравнению с началом года), что привело к положительной динамике выручки в целом. В рост онлайн-кинотеатра Okko, сохранившего рыночную долю в 14%, весомый вклад внес приток рекламной выручки. В целом доходы видеосервиса выросли на 24% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

У «Кинопоиска», как и у других онлайн-кинотеатров, сократилось количество зарубежных новинок, но число подписчиков и смотрение растут, рассказала «Коммерсанту» директор «Яндекса» по взаимодействию с видеоиндустрией Ксения Болецкая: «Мы ожидаем, что рост подписчиков и доходов продолжится и во втором полугодии». «Кинопоиск» не сокращал расходы на производство и продвижение контента, уточняет она: «Замедление роста рынка связано прежде всего с уходом из России Netflix и Megogo. При этом рост дохода оставшихся видеосервисов совокупно замедлился не так существенно».

В Start признают, что бюджет на маркетинг «пришлось реструктуризировать из-за изменений на рекламном рынке». «По выручке мы ожидаем прирост на 80%»,— говорит гендиректор сервиса Дмитрий Гудумак.

По прогнозу «ТМТ Консалтинг», после традиционного ускорения во втором полугодии по итогам 2022 года можно ожидать роста рынка неоператорских сервисов до 58,7 млрд руб., то есть на 28%. В 2021 году аналитики говорили о росте рынка год к году на 65%. Операторские сервисы, согласно прогнозу, должны показать рост на 31%, до 15,6 млрд руб. Однако гендиректор Telecom Daily Денис Кусков считает прогноз «ТМТ Консалтинг» слишком оптимистичным: «Новых подключений все меньше, а рынок рекламы в глубокой задумчивости, поэтому если будет рост на 1–3% (по итогам года для операторских и неоператорских), это уже будет хороший результат».

Еще больше новостей на нашем официальном канале в Telegram

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Касса России: кинокомикс «Майор Гром: Игра» стал лидером проката
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Майор Гром: Игра» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны победители 77-го Каннского кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 23–26 мая
Подробнее
Снятый в России короткометражный фильм получил приз на Каннском кинофестивале
Подробнее
Санкт-Петербургский международный контент-форум объявил состав участников
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Майор Гром: Игра» занял первую строчку
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Узбекистаном в создании кино
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 20–26 мая 2024 года
Подробнее
Джордж Лукас остался недоволен новыми «Звездными войнами» от Disney
Подробнее
Министерство культуры не выдало прокатное удостоверение фильму «Краш» братьев Пресняковых
Подробнее
Фестиваль «Медвежонок» объявил программу
Подробнее
Касса России: «Майор Гром: Игра» стал лидером проката
Подробнее
Маша и коты: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
В Москве прошла премьера шоу KION «Клиника счастья. Реалити»
Подробнее
Кинофестиваль «Герой» подвел итоги и объявил победителей
Подробнее

Новости по теме

Общее число подписчиков Netflix превысило 238 млн человек
Подробнее
Рынок легальных видеосервисов по итогам 2022 года сократился на 12,9%
Подробнее
Проекты Disney исчезнут из российских онлайн-кинотеатров в марте 2023 года
Подробнее
Netflix запускает дешевый тариф с подключенной рекламой
Подробнее
В открытый доступ попали данные пользователей сервиса Start
Подробнее