top banner

В Москве стартовал образовательный интенсив «Искусство питчинга»

Автор: Максим Острый

16 июня 2025

В рамках деловой программы состоялась сессия «Индекс настроений дебютантов»

В рамках деловой программы интенсива состоялась сессия «Индекс настроений дебютантов», где были представлены результаты исследования настроений и устремлений начинающих кинематографистов.

В обсуждении исследования приняли участие директор Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Дмитрий Давиденко, продюсер Сергей Сельянов, режиссеры Александр Котт и Антон Маслов.

Во время приветственного слова Дмитрий Давиденко отметил, что участие в интенсиве означает, что значительная часть пути уже позади. При этом, подчеркнул он, останавливаться нельзя: у каждого проекта своя судьба, и участвовать с ним можно и несколько раз. Но все же во всем должен быть здравый смысл – если проект «не идет», то имеет смысл об этом задуматься. Снимать сегодня кино – это, по оценке Давиденко, большой труд и даже подвиг, и нельзя забывать, что все участники процесса находятся в одной лодке и должны полностью доверять друг другу.

Само исследование, получившее заголовок «Индекс настроений дебютантов», представил журналист, заместитель генерального директора АО «Цифровое Телевидение» Иван Кудрявцев. В рамках исследования было опрошено более 100 молодых режиссеров. 65% респондентов были женщинами, 48% были в возрасте от 35 до 44 лет. 88% участников опроса работают в Москве, при этом только 50% родом из столицы.

Говоря о бюджетах проектов, в качестве минимального будущими режиссерами была определена планка в 61 млн рублей, а среднего идеального – 91 млн. 59% тех, кто уже выпустил свой первый фильм, считают, что бюджета им на него хватило. При этом для своего второго или третьего проекта они ждут более скромных бюджетов: 45 млн как минимум и 80 млн как средний идеальный. В качестве основных своих страхов 64% опрошенных будущих дебютантов назвали боязнь, что фильм не получит финансовой поддержки. Те, кто уже сняли свой первый фильм, в основном боятся, что следующая лента получится не такой, какой она была задумана изначально (50%).

Что касается жанров дебютов, то в 2025 году 54% будут драмами, по 20% – комедиями и мелодрамами. Доля детского и семейного кино сократилась за год с 21% до 16%. Если говорить о конверсии дебютантов в профессию, то 42% молодых режиссеров сняли второй фильм, 18% сняли третий, 8% сняли четвертый и более. Среди ключевых тем в 2025 году – семья (74%), любовь и отношения (69%), дети и подростки (61%).

Что характерно, в разговоре о желаниях 17% дебютантов назвали усиление диверсификации поддержки производства, 14% – воспитание зрителя и столько же – творческую свободу. Иван Кудрявцев отдельно отметил, что в последнем пункте речь идет именно о рабочем процессе с продюсерами, а не о законодательных изменениях последних лет.

Сергей Сельянов, обсуждая исследование, напомнил: кино снимать – легко и весело, поэтому индекс дебютантов всегда должен быть больше 100%. Самое сложное – это кино придумывать. Так что нужны горящие глаза, тем более у дебютантов. Продюсер подчеркнул, что дебюты бывают очень разные, и, хотя, как правило, речь идет о драмах, авторском кино с достаточно скромными бюджетами, индустрия знает достаточно случаев, когда дебютанты сразу снимают большое зрительское кино.

Александр Котт подчеркнул, что из любого материала можно сделать хорошие фильмы – вопрос в навыках режиссера. Если из выпускников первой мастерской Котта в ВГИКе только один смог снять полный метр, то во второй мастерской таких режиссеров было уже пятеро. Режиссер похвалил молодое поколение за его умения и смелость и напомнил, что главным страхом должен быть страх снять плохой фильм.          

Антон Маслов отметил, что кинопроизводство подорожало очень сильно за последнее время – и в этом смысле он очень рад, что дебютанты продолжают что-то делать в этих условиях. Среди прочего он посоветовал писать кино «в стол»: творческая траектория в кино – очень длительная, и сегодняшние разработки могут пригодиться через много лет.

Давиденко в заключительной части обсуждения напомнил, что в России существует уникальная система господдержки, которая оставляет все права на проект у продюсеров. И с этого года Минкульт будет внимательнее смотреть за тем, насколько эффективно было продвижение фильма и насколько успешно картина добралась до зрителя. Это будет оказывать влияние на результаты будущих питчингов. Главный, на кого смотрит Минкульт – это продюсер: основная ответственность за судьбу проекта в оптике ведомства лежит на нем.   

Самое читаемое

Предпродажи уикенда: «На деревню дедушке» обгоняет «АРТЕК. Сквозь Столетия»
Подробнее
Российские чиновники работают над возвращением съемочной группы «Трудно быть богом» из Ирана
Подробнее
Фестиваль сериалов «Пилот» представил деловую программу
Подробнее
Стали известны лауреаты премии ТЭФИ в сериальных категориях 
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 июня 2025 года
Подробнее
В Москве вновь пройдет образовательный интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Предварительная касса четверга: лидерство захватила комедия «На деревню дедушке»
Подробнее
ИРИ объявил победителей конкурса национального контента
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 12–15 июня
Подробнее
В Иране стартовал Фестиваль российского кино
Подробнее
Disney и Universal подали в суд на Midjourney из-за нарушения авторских прав
Подробнее
В Бразилии пройдет Фестиваль российского кино
Подробнее
Юра Борисов сыграет в режиссерском дебюте Эмили Мортимер
Подробнее
Официальная касса России: выстрел в яблочко
Подробнее
Репетиция лета: итоги российского онлайн-проката в мае 2025 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 12-15 июня
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил даты проведения в 2026 году
Подробнее
В Москве состоялась премьера сериала «Высокий сезон»
Подробнее
Азербайджан поможет в эвакуации российских деятелей искусства из Ирана
Подробнее
Фонд кино в очередной раз продлил прием заявок на создание кинозалов в малых городах
Подробнее

Новости по теме

В рамках образовательного интенсива «Искусство питчинга» состоялась сессия «Индустриальный бриф»
Подробнее
В Москве стартовал семинар-интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
В Москве вновь пройдет образовательный интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее