top banner

«Ленфильм» не получит «золотую коллекцию»

1 сентября 2014

Госфильмофонд отказался передавать права на фильмы

Госфильмофонд РФ официально отказался передавать права на «золотую коллекцию» в собственность киностудии ОАО «Ленфильм». Это следует из письма директора Госфильмофонда Николая Бородачева министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

По словам Бородачева, открытое акционерное общество, коим является киностудия «Ленфильм», «не несет никакой ответственности перед народом или государством за материальное и нематериальное использование своих активов», а потому передача уникальной коллекции в частные руки «противоречит государственным интересам».

Ранее дирекция студии обращалась в правительство РФ с просьбой рассмотреть вопрос о возвращении прав на «золотую коллекцию» в собственность «Ленфильма». Правительство переадресовало запрос в Министерство культуры, которое, в свою очередь направило его в Госфильмофонд.

За возвращение лент, снятых на студии до 1992 года, в собственность «Ленфильма» выступали народный артист СССР Олег Басилашвили, кинорежиссеры Александр Сокуров и Алексей Герман, продюсер Сергей Сельянов, сценарист Светлана Кармалита и другие мастера. Наиболее известные картины «золотой коллекции» – это ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС, СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ, ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ, ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ, ЗОЛУШКА и другие.

Заместитель директора Госфильмофонда Василий Шильников заявил, что компания ОАО «Ленфильм» не является правопреемником одноименной советской студии, а потому ее претензии на коллекцию «безосновательны». «Коммерческая компания ОАО «Ленфильм» – это лишь часть киностудии, которая была выделена из нее в 2003 году для приватизации. Сама же киностудия была переименована в Фильмофонд студии «Ленфильм» и позже вошла в состав Госфильмофонда РФ», – отметил Василий Шильников, добавив, что «настоящим «Ленфильмом» является сам Госфильмофонд».

По мнению гендиректора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина, в том, что Госфильмофонд получает 70% выручки с продажи прав на ленты киностудии, есть «вопиющая несправедливость». «Голливуд держится на крупнейших студиях-мейджорах, которым более 100 лет. Они могут финансировать крупные 200-миллионные блокбастеры именно потому, что у них есть доход в виде обеспечения от прав. В случае с правами на коллекцию «Ленфильма» речь идет о сотнях миллионов рублей ежегодной выручки. Без этих денег студию невозможно возродить», – сказал Эдуард Пичугин. 

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный», юрист Константин Трапаидзе считает, что компания ОАО «Ленфильм» не может претендовать на коллекцию. «Не имеет значения то, что студия сегодня целиком принадлежит государству – завтра акции может выкупить частное лицо, и закон о невладении фондами будет нарушен», – полагает юрист. 

По мнению Константина Трапаизде, единственная возможность для «Ленфильма» получить право распоряжаться выручкой от продажи прав на фильмы «золотой коллекции» – сменить форму собственности и снова стать бюджетным учреждением.

Юрисконсульт Союза театральных деятелей Анастасия Рубина считает иначе. По словам эксперта, акции ОАО «Ленфильм» могут быть выкуплены только с согласия единственного акционера – государства. «Кроме того, Госфильмофонд может заключать договоры и финансировать всех, кого посчитает нужным. Например, бюджетная организация может ежегодно субсидировать производство картин на киностудии «Ленфильм», компенсируя отсутствие выручки с «золотой коллекции», – считает Анастасия Рубина.

Вместе с тем эксперт подчеркнула, что правовая история «золотой коллекции» является «неоднозначной».

В 2003 году на основании указа президента № 389 от 4 апреля 2001 года («О реорганизации федеральных государственных киностудий») санкт-петербургская государственная киностудия «Ленфильм» была подготовлена к реорганизации в открытое акционерное общество. 

Поскольку частная компания по закону не имеет права владеть фондами, они были отделены от студии в специально созданное ФГУП «Фильмофонд киностудии «Ленфильм». Позднее предприятие было упразднено, и коллекция перешла к ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», а позже стала собственностью Госфильмофонда РФ. 

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее

Новости по теме

Долги киностудии «Ленфильм» погашены
Подробнее
Лаборатория «Ленфильм-дебют» начинает отбор проектов
Подробнее
В декабре «Ленфильм» получит от государства около 1 млрд рублей
Подробнее
«Ленфильм» рассказал, когда рассчитывает погасить долги
Подробнее
Минкультуры выделило «Ленфильму» 487 млн рублей
Подробнее